Диагностика расстройств аутистического спектра
Иногда родители замечают первые симптомы РАС ещё в младенчестве. Ребёнок кажется слишком спокойным, не реагирует на шум, не удерживает взгляд на окружающих, не указывает пальцем на различные предметы. Также присутствует скованность в теле, когда кто-то берёт его на руки.
Со временем признаки расстройства аутистического спектра у детей становятся более очевидными:
- Отсутствие интереса к играм со сверстниками
- Избегание контактов со взрослыми, ребёнку комфортнее держатся на расстоянии даже от самых близких
- Отсутствие реакций на собственное имя
- Отсутствие эмпатии и правильных реакций на различные раздражители – смех, крик, прикосновения, резкие звуки
- Концентрация на постороннем шуме – тиканье часов, шорохе листьев
- Молчание или безэмоциональная речь
- Трудности с пониманием намёков и метафор
- Избегание объятий или контактные объятия с разными людьми
- Нестандартные двигательные паттерны поведения – вращение на одном месте, покачивания головой или ногой
- Необычные способы игры, например, выстраивание кубиков в ряд, использование бытовых предметов вместо игрушек
- Выбор одежды только из определённых материалов
Дети с РАС нуждаются в понимании
Как сообщает Минздрав, благодаря системному подходу, увеличению количества психиатров и детских психологов, выявляемость аутизма в России за последние 5 лет выросла в 2,5 раза. Несмотря на распространение информации, детский аутизм по-прежнему встречается с осуждением и агрессией.
Ребёнок встревожен – кричит от непривычного звука, проходит мимо, не отвечает улыбкой. Школьник избегает зрительного контакта, предпочитает сидеть один. Сына или дочь раздражают плохо сложенные вещи. Все эти случаи вызывают подозрение и раздражение окружающих.
Дети с РАС становятся изгоями. От них отстраняются взрослые и сверстники. Хотя аутизма не нужно бояться. С ним нужно познакомиться, и помочь ребёнку адаптироваться к реалиям жизни.
С чем связано нестандартное поведение детей с РАС?
В 2017 году доктор медицинских наук Нушин Хаджихани провёл исследование, почему людям с расстройством аутистического спектра трудно смотреть в глаза.
Ученый обнаружил следующие особенности:
- Избегание зрительного контакта не является признаком того, что испытуемые безразличны к окружающим. Это реакция на ощущение глубокого дискомфорта
- Часть мозга, которая помогает новорождённому поворачиваться к знакомым лицам, аномально активирована у малышей с аутизмом. Зрительный контакт непреднамеренно вызывает беспокойство
- Повзрослевший ребёнок испытывает стресс, жжение в глазах и повышенное слезотечение, когда его заставляют смотреть в глаза другим людям
- Подкорковая система в головном мозге передаёт визуальную информацию от глаз к центрам, стимулирующим эмоции. Когда ребёнок видит знакомые и чужие лица, выражающие страх, гнев или счастье, его мозг буквально испытывает перегрузку и сильное беспокойство. То же происходит при пристальном взгляде
- У детей с РАС наблюдается аномально высокая активация миндалины, когда приходится смотреть на эмоциональные и нейтральные лица
Исследование показало, что люди с аутизмом одинаково сильно реагируют как на позитивные и социально полезные стимулы, так и на те, что связаны с угрозой. Это одна из причин возникновения трудностей с общением и вовлечением в общественную жизнь. Дети отказываются ходить в детский сад или школу, с трудом учатся самостоятельности, неосознанно избегая возбуждения и дискомфорта.
В иных случаях вырабатывают оборонительные стратегии, учатся скрывать свою боль, чтобы избежать преследования и травли.
Причины распространения РАС у детей
Диагностика расстройств аутистического спектра в клинике доктора Шишонина подтверждает, что большинство случаев связано с родовой травмой. Уже в роддоме происходит смещение шейных позвонков и компрессия позвоночных артерий. В результате нарушается физиологическое питание головного мозга ребёнка.
У грудничков признаки расстройства аутистического спектра ещё не видны. Предположить их наличие можно по следующим отклонениям:
- Плохой сон, нервозность, частый плач из-за нарушения кровоснабжения центра сна
- Частое срыгивание без патологий ЖКТ – свидетельствует о нарушении венозного оттока и повышении внутричерепного давления
- Наличие малинового пятна на затылке после родов
У каждого ребёнка расстройство может проявляться по-разному. Кто-то гиперчувствительный и не выдерживает прикосновений одежды, другому трудно находиться на детской площадке.
В дошкольный и школьный периоды становятся заметными проблемы с сенсорной интеграцией – правильным приёмом стимулов из окружающей среды. Во время занятий ребенок с РАС ломает карандаши, затыкает уши, чтобы сосредоточиться на задаче. Не любит, когда к нему приближается учитель. Плохо переносит шум и чужие голоса. Домой возвращается грустный и усталый, при этом высокий интеллект помогает хорошо учиться.
Медицинская диагностика РАС
Обследование проводится врачом-психиатром, либо психологом, специализирующимся на коррекции детей с расстройствами аутистического спектра. Специалист определяет, насколько развиты социальные и коммуникативные навыки ребёнка с помощью стандартного теста ADOS. Благодаря наличию специальных стимульных материалов, тестирование позволяет выявить поведение, свойственное РАС.
Учитывается клиническая картина, история развития, возраст малыша и ранее проводимая терапия. Диагноз не ставится на основании одного теста. Необходимо выполнить комплексное обследование, которое включает МРТ головного мозга и посещение профильных специалистов:
- Логопеда-дефектолога
- Нейропсихолога
- Детского невролога
Иногда для поиска причины появления нейропсихического нарушения развития ребёнка применяется генетическая диагностика. Её результаты позволяют выработать правильные методы профилактики и провести симптоматическое лечение.
На данный момент не одобрено ни одного лекарственного препарата, способного влиять на ключевые симптомы расстройств аутистического спектра.
Как помочь детям с РАС?
Детский организм очень гибок и способен быстро восстанавливаться при правильном подходе. Чем раньше начнётся комплексное лечение, тем быстрее ребёнок обретет шанс на полноценную жизнь. Поэтому коррекция расстройств аутистического спектра в клинике доктора Шишонина проводится малышам, начиная с трёх месяцев.
После прохождения курса коррекции шейного отдела и адаптивной лечебно-оздоровительной физкультуры, дети показывают стойкое улучшение. Снижается потребность в потреблении лекарств, улучшается моторика, физическое и умственное развитие малыша.
В команде специалистов присутствует психолог. Он выстраивает планомерную работу с ребёнком, которая включает в себя обучение социальным навыкам: как читать выражения лица, какие жесты побуждают к контакту, а какие показывают, что люди расстроены или им грустно.
Дети учатся распознавать сарказм и иронию, владеть своим телом, концентрироваться на важных моментах и справляться со стрессом, чтобы достигать лучших результатов в школе. Родителям предлагают рекомендации, как развивать полезные умения самостоятельно.
Подробнее о курсе коррекции РАС читайте здесь. Если остались вопросы, запишитесь на консультацию к нашим специалистам.