Что делать, если дети с РАС отказываются есть?
Частая проблема, с которой сталкиваются родители детей с РАС, — это избирательность в еде и нарушение пищевого поведения.
Дети с аутизмом и расстройствами аутического спектра склонны к однообразию; они испытывают страх перед чем-то новым и непривычным. Особенности пищевого поведения детей с РАС приводят к тому, что они ограничивают свой рацион одним или несколькими блюдами, предпочитая пищу определенной консистенции, температуры, вкуса.Например, это могут быть только хрустящие продукты или наоборот, очень жидкое пюре, только соленые или сладкие блюда. Другая еда вызывает у них отвращение истерики и даже рвоту. Иногда ребенок соглашается есть еду одного производителя (у других производителей коробка другого цвета) или макароны, сваренные только в определенной кастрюле. Попытки накормить ребенка чем-то другим могут привести к отказу от пищи. Но даже если не принимать во внимание такие случаи, родители детей с РАС обеспокоены, насколько употребление в пищу одних и тех же продуктов полезно ребенку, получает ли он достаточное количество витаминов и микроэлементов. Они считают важным помочь ребенку постепенно расширить рацион и снизить страх перед новыми блюдами.
Как включить новые продукты в рацион ребенка с РАС?
Прежде всего, проанализируйте то, что ребенок ест, что он категорически отказывается есть и что вы бы хотели добавить в его рацион. Составьте план ввода новых продуктов.
Лучше, если вы выберете для первых попыток то, что напоминает любимые им блюда или то, что он уже ел раньше, но потом перестал. Не требуйте многого, пусть для начала это будет маленький кусочек. Постепенно вы сможете увеличить размер и количество порций.
Поощряйте ребенка за правильное поведение, например, давайте ему запить новый продукт любимым компотом. Игнорируйте нежелательное поведение ребенка, его истерики и отказы пробовать новое. Постепенно ребенок поймет неэффективность криков и истерик, и перестанет применять этот способ общаться с вами. Исключите перекусы между приемами пищи, создайте постоянный ритуал приема пищи.
Иногда дети переживают не только из-за новизны блюда, но и из-за того, что они не понимают, когда и как они будут есть. Постарайтесь объяснить ребенку, что его ожидает (например, любимый йогурт он получит после трех-пяти ложек супа). Для визуализации дефектологи предлагают использовать карточки с изображениями.
Такая тактика позволяет постепенно приучить ребенка не бояться непривычной еды и ввести в рацион полезные продукты.