Ребёнок с РАС плачет

Фобии и повышенная тревожность у детей с РАС

Дети с РАС страдают от повышенной тревожности. Они могут проявлять своё беспокойство многими способами, которые присущи, в том числе, типично развивающимся детям без нервно-психических нарушений. Например, выражать волнение из-за страха разлуки при расставании с родителем, опекуном на время обучения в школе или пребывания в лагере.

Но также встречаются другие проявления повышенной тревоги у детей с РАС, когда они рвут на себе одежду, волосы, царапают руки, лицо, кусают, бьют или пинают окружающих, портят имущество. Такое поведение вызывает порицание, ещё больше поднимает уровень стресса у ребёнка и приводит к социальной изоляции.

Основная причина социальной девиации у детей с РАС – трудность с вербальным общением. Им сложно идентифицировать собственные чувства, эмоции. Поэтому внешние проявления тревоги, агрессии, гнева, фрустрации – попытка выразить своё беспокойство и страх, привлечь внимание и попросить о помощи.

Типы тревожных расстройств у детей с РАС

          1. Фобии, или сильные иррациональные страхи перед определёнными вещами.

Развиваются после травматических переживаний и из-за негативных ассоциаций. У детей с РАС фобии нередко возникают по причине сенсорной гиперчувствительности. Например, единожды лопнувший воздушный шар способен спровоцировать боязнь любых неожиданных громких звуков и хлопков.

Фобии могут затрагивать широкие категории: всех насекомых, животных. Или быть очень специфическими, например, боязнь оранжевых автомобилей. Типичными у детей с РАС являются страх темноты и синдром белого халата.

          2. Обсессивно-компульсивное расстройство.

Стереотипные движения и ритуалы присущи детям с РАС. Но повторяющееся поведение, подкреплённое ОКР, является механизмом преодоления беспокойства и подавления навязчивых мыслей.

Несмотря на то, что ОКР схож с типичным проявлением РАС в плане строго регламентированного расписания, создания особых ритуалов, выстраивания объектов в обозначенном порядке, суть этих расстройств разная. В случае с РАС ребёнку нравятся шаблоны и рутина. При ОКР соблюдение определённых действий выполняется исключительно из страха, что нарушение последовательности и частоты ритуалов приведёт к чему-то катастрофическому.

          3. Социальная тревога, агорафобия.

Страх перед новыми людьми и незнакомыми социальными ситуациями очень распространён среди детей с РАС. Они боятся взаимодействия с окружающими из-за возможного осуждения, смущения, беспомощности. Страх также может усиливаться с возрастом, по мере того, как ребёнок осознаёт собственные затруднения с налаживанием коммуникации.

В чём отличие социальной тревоги от типичного проявления РАС? Дети с РАС чувствуют, что могут успешно общаться с окружающими, но не испытывают заинтересованности в налаживании контактов. Дети с РАС и агорафобией видят пользу во взаимодействии с окружающими, и даже желают социализироваться, хотя не могут этого сделать из-за чрезмерного беспокойства.

          4. Генерализованное тревожное расстройство.

Постоянное и сильное беспокойство по поводу каких-либо действий и событий, в том числе, рутинных и обыденных. Часто встречается наряду с другими расстройствами и депрессией.

Дети с РАС и диагностированным генерализованным тревожным расстройством испытывают приступы паники, нарушения сна, изменения аппетита, раздражительность и снижение работоспособности. Беспокойство не имеет чёткого триггера.

          5. Страх разлуки.

В основном присущ дошкольникам и младшим школьникам. Детям с РАС и страхом разлуки труднее находиться вдали от родителей и опекунов, чем их сверстникам без нервно-психических расстройств. Тревога в таком случае связана с одним из трёх факторов:

           6. Паническое расстройство.

Дети с РАС и паническим расстройством испытывают повторяющиеся панические атаки, и предпринимают все меры, чтобы избежать событий, которые, по их мнению, могут спровоцировать приступы. Панические атаки у каждого ребёнка протекают индивидуально. Но объединяет их чувство надвигающейся гибели, одышка, боль в груди и учащённое сердцебиение. Симптомы достигают пика в течение нескольких минут и приводят к приступу паники.

Распространённость тревожных расстройств у детей с РАС имеет следующие показатели:

Дети с РАС и сопутствующей повышенной тревожностью подвергаются большему риску:

Во всех случаях ритуалы и стереотипное поведение призваны обеспечить больший контроль над окружающей средой, снизить уровень тревоги и повысить внутреннее удовлетворение.

Борьба с фобиями у детей с РАС
Беспокойный ребёнок сидит

Как проявляется и почему возникает тревожность у детей с РАС?

Тревога вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы:

Главную причину беспокойства у ребёнка с РАС бывает трудно определить. Поэтому следует внимательно следить за тем, что предшествует приступам тревоги, чтобы впоследствии эффективно снижать или избегать стрессовых ситуаций.

Наиболее распространёнными причинами беспокойства у детей с РАС являются:

Как помочь ребёнку с РАС справиться с тревогой?

В первую очередь, ребёнка нужно обучить распознаванию эмоций. Для этого следует подробно описать, что такое тревога, какие симптомы она вызывает в теле. Помочь могут визуальные образы, картинки и подробное перечисление физических проявлений, например:

В зависимости от фактора, который провоцирует беспокойство, определите стратегию дальнейшего поведения:

          1. Устраните или уменьшите источник тревоги.

Если это сенсорная чувствительность, адаптируйте окружающее пространство под потребности ребёнка: сделайте более приглушённым свет, не оставляйте ребёнка в полной темноте, избегайте раздражающих звуков или запахов. Если это тревога из-за новых, незнакомых ситуаций, приучайте ребёнка к ним постепенно. Дополнительно подробно описывайте все действия, которые будут совершены.

          2. Создайте карточки поддержки.

Это могут быть простые, лаконичные слова и изображения, которые помогут ребёнку сориентироваться в действиях, ответах, реакциях. Хорошим решением будет визуальное расписание, расположенное в лёгком доступе, с подробным и последовательным перечислением всех событий и занятий на день, вплоть до мытья рук и внешкольных мероприятий.

          3. Практикуйте дыхательные и физические упражнения, направленные на успокоение и релаксацию мышц.

Для этого обратитесь к профессионалу, который поможет освоить правильные техники выполнения методик.

          4. Обучайте эмоциональной регуляции.

Выберите эффективный способ, который поможет ребёнку успокоиться. Многократно объясните, как стоит вести себя в тревожной ситуации, например: «Попроси помощи», «Позвони мне», «Уединись в безопасном, тихом месте», «Дыши».

Когнитивно-поведенческая терапия у детей с РАС для снижения тревожности

Когнитивно-поведенческая и десенсибилизирующая терапия под руководством опытного специалиста помогут ребёнку с РАС лучше справляться с тревогой и триггерами, которые её провоцируют. Наиболее эффективными методами являются:

Ведите записи причин, которые вызывают страх и тревогу у вашего ребёнка. Поразмышляйте над позитивными способами решения этих ситуаций в дальнейшем.

Это могут быть места, события. Откройте карты, изображения в интернете, и покажите ребёнку, куда вы пойдёте. Продемонстрируйте, как будет проходить то или иное мероприятие. Подготовьте ребёнка при помощи визуальных образов и слов. Дайте понять, что всё находится под контролем.

Заранее подготовьте карточки с подсказками на бумаге или в телефоне, чтобы ребёнок мог знать, как ему общаться с незнакомыми людьми, что говорить и делать, как вести себя, если уровень тревоги повышается.

Визуально разделите триггер, который провоцирует страх в ребёнке, на маленькие «ступеньки». И постепенно, согласованно проживайте «ступеньки» от самой лёгкой до сложной.

Альтернативными методами борьбы с тревогой у детей с РАС могут стать арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, ЛФК и спорт.

Запишитесь к нам на прием!
Ваше имя *
Поле обязательное для заполнения
Телефон *
Поле обязательное для заполнения
Что вас беспокоит?
Поле обязательное для заполнения
Запишитесь к нам на прием!
Другие статьи
Методы лечения и диагностики РАС
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обширное понятие, включающее в себя ряд сложных неврологических состояний, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки человека. Как утверждает группа учёных во главе с Бенджамином Заблоцким, РАС диагностируется у одной из 189 девочек, и у одного из 45 мальчиков в возрасте 3-17 лет. Озвученные процентные соотношения меняются с каждым годом.
Лечение РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, вызванных нарушениями нейропсихического развития. Основные проявления: ограниченная или полная невозможность взаимодействовать с социумом, отклонения в общении и стереотипные занятия и интересы.
СДВГ у детей дошкольного возраста
Какие отклонения в поведении ребенка-дошкольника могут говорить об СДВГ?
Диагностика расстройств аутического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обобщающий термин, описывающий ряд сложных неврологических нарушений, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки ребёнка.
Детская тревожность и страхи при РАС
Как убрать тревожность и страхи у детей с расстройствами аутического спектра?
Агрессия у детей при РАС и аутизме
Что делать, если ребенок с расстройством аутического спектра агрессивно себя ведет?