Методы лечения и диагностики РАС

Как лечить и жить с диагнозом РАС у ребёнка?

Автор статьи:
Гаспарян Баграт Ашотович
Заместитель главного врача
Стаж: 12 лет
Гаспарян Баграт Ашотович

Критерии оценки расстройств аутистического спектра были расширены и представлены в 2013 году в пятом издании «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств». Именно тогда появился обобщающий термин, который включает в себя несколько неврологических нарушений с различной тяжестью проявлений. В их числе:

Все расстройства аутистического спектра характеризуются:

Что провоцирует РАС?

Согласно недавним исследованиям извилистости коры головного мозга у детей с расстройством аутистического спектра под руководством Дживандипа С. Кохли, выяснилось, что нейронные связи у людей с диагнозом РАС формируются не одинаково. Учёные предположили, что именно этот фактор может объяснить, почему у больных такой широкий перечень проявлений, в том числе:

Кроме того, РАС статистически поражает больше мальчиков, чем девочек, что частично объясняется различиями в толщине коры головного мозга. Беря во внимание этот факт, учёные предположили, что именно структура коры больших полушарий играет значительную роль в том, что РАС становится сложным неврологическим расстройством с множеством симптомов.

Как известно, кора головного мозга отвечает за:

Извилины и борозды, благодаря которым сохраняется и осуществляется нервная регуляция, можно измерить посредством МРТ и индекса извилистости. Что и сделали две группы учёных из государственного университета Сан-Диего и Калифорнийского университета в Дэвисе.

В первом исследовании приняли участие 128 человек в возрасте 7-19 лет. У половины испытуемых имелся диагноз РАС, предварительно уточнённый при помощи серии тестов. По результатам обследования, учёные обнаружили следующие изменения в сравнении с детьми без неврологических нарушений:

Во втором исследовании приняли участие 105 мальчиков 3-5 лет с диагнозом РАС. Их мозг сравнивался с мозгом 49 условно здоровых мальчиков из контрольной группы на протяжении нескольких лет. Это дало команде учёных лучшее представление о динамике развития коры головного мозга у всех участников эксперимента.

Результаты исследования показали, что у маленьких детей с РАС:

Профессор психиатрии Кристин Нордал, ведущая исследование, считает, что эти факты могут влиять на физическое различие того или иного заболевания РАС. «Мы всё больше убеждаемся, что люди с расстройством аутистического спектра представляют отдельную подгруппу как с точки зрения размера мозга, так и с точки зрения различий в структуре коры больших полушарий», – полагает доктор философии в области неврологии в университете Миссури Рэйчел Замзов.

Изображение извилистости мозга у младенца
Изображение младенца

Какие ещё причины приводят к развитию РАС?

Очевидно, что расстройства аутистического спектра у детей – чрезвычайно сложное состояние, на развитие которого влияют:

Генетические факторы

В исследовании, посвящённому наследуемости РАС, Свен Сандин и Ральф Куджа-Халкола доказали, что 83% расстройств аутистического спектра передаются по наследству. Результаты показали следующее:

Так как первичные признаки проявления заболеваний неясны до тех пор, пока у ребёнка не разовьются минимальные навыки общения, детальное выяснение генетических и экологических причин затруднено.

Условия окружающей среды

Исследование, выполненное командой учёных из Пенсильванского государственного университета – одно из первых, в котором были изучены влияние генетических мутаций в сочетании с условиями окружающей среды. Согласно полученным данным, при единовременном воздействии двух факторов риск рождения ребёнка с РАС существенно повышается.

«Вероятно, задействованы сотни, если не тысячи генов, и до сих пор они изучались независимо от условий окружающей среды, которые вполне реальны и оказывают неоспоримое влияние на расстройства аутистического спектра», – считает ведущий исследователь Скотт Б. Селлек.

В исследовании приняли участие 158 детей с РАС и 147 условно здоровых детей без неврологических нарушений, близких по возрасту и демографическим показателям. Учёные проанализировали:

Было доказано, что количество твёрдых частиц в воздухе повышает риск расстройств аутистического спектра. Озон, выделяемый выхлопными трубами, промышленными заводами и электрическими сетями, воздействуя на детей с увеличенным количеством копий генов, усиливает риск развития РАС в 10 раз.

У учёных пока нет точного ответа, как именно озон влияет на детей с увеличенным количеством копий генов. Одно из предположений касается высокой токсичности озона в больших концентрациях, приводящей к стрессу в клетках и повреждению ДНК плода.

Изображение беременной женщины
Изображение мозга новорождённого ребёнка

Факторы воздействия, влияющие на вероятность РАС у ребёнка

Перечисленные ниже факторы не обязательно приводят к РАС. Согласно исследованию Веге Хачадуряна и группы учёных под его руководством, которые изучали неврологические, когнитивные, психиатрические и физические состояния у 40582 детей с РАС и их 11389 братьев и сестёр без РАС, удалось выявить следующее:

1. Основные факторы воздействия – беременность и роды

В их числе:

2. Послеродовое воздействие

Оценивалось по категориям:

3. Социально-экономический статус родителей, основанный на годовом доходе семьи и уровне образования – чем он ниже, тем выше риск развития РАС

4. Возраст отца и матери. Среди очень молодых и пожилых родителей вероятность рождения ребёнка с РАС выше

5. Пол ребёнка. Среди мальчиков РАС распространена в 4,2 раза больше, чем среди девочек

Сопутствующие заболевания у детей с РАС

Помимо проблем с общением и выстраиванием социальных контактов, ограниченными интересами и стереотипным поведением, дети с РАС более подвержены наличию сопутствующих заболеваний, влияющих на общее самочувствие, состояние здоровья и качество жизни. В их числе:

Распространённость перечисленных заболеваний у детей с РАС намного выше, чем у детей без психических нарушений. Группа исследователей из Швеции во главе с Себастианом Лундстрёмом обнаружили, что 50% людей с РАС имеют не менее четырёх сопутствующих заболеваний.

С какими проблемами сталкиваются семьи, в которых рождён ребёнок с РАС?

Безусловно, диагноз РАС для многих семей становится причиной большого нервного напряжения, которое складывается из трёх основных факторов:

1. Родительский стресс

Родители сталкиваются с вопросами, как правильно воспитывать ребёнка с РАС? Как реагировать на его «непохожесть» и регулировать проблемы с поведением?

Отсутствие экспертных ответов на эти вопросы порождает чувство беспомощности, которое мешает принять ситуацию такой, какая она есть, без лишних эмоций, и применять более гибкие стратегии коммуникации.

Сам факт диагноза РАС расценивается негативно, иногда – унизительно. Уровень стресса резко возрастает. Семьи сталкиваются с необходимостью адаптации под потребности ребёнка с РАС. Это провоцирует ещё больше внутрисемейных и супружеских проблем, так как у родителей остаётся меньше времени на себя, своего партнёра и других детей. Такое положение вещей провоцирует обиды, раздражение, гнев, бессилие.

Экономический вопрос, так как расходы на уход за ребёнком с РАС превосходят те, что закладываются на ребёнка без неврологических нарушений. Здесь же следует подчеркнуть, что, как правило, мать проводит с ребёнком больше времени, чем остальные члены семьи, сокращает своё рабочее время или увольняется, что не способствует социальной и экономической стабильности семьи.

2. Стресс, испытываемый братьями и сёстрами ребёнка с РАС

Существует мало исследований, посвящённых переживаниям братьев и сестёр ребёнка с диагнозом РАС. Испанские учёные Тлальпачикатль Круз и Лусио Гомез Макео в 2019 году отметили, что дети без неврологических нарушений, в большей степени, используют дисфункциональные навыки и стратегии, основанные на социальной изоляции, гневе, причинении себе вреда или противозаконных действиях. Они чаще сверстников испытывают страх, печаль, депрессию. Отличаются недостаточной самокритичностью и непослушанием.

3. Отношения между семьёй и обществом

Низкое качество социальной жизни детей с РАС возникает, скорее, из-за самого общества, не из-за отсутствия способностей у ребёнка. Но изначально зарождается эта проблема в семье. Страх быть отвергнутыми, неправильно понятыми приводит к нежеланию родителей, братьев и сестёр взаимодействовать с окружающими людьми. Следовательно, зеркальные нейроны ребёнка с РАС, работа которых и так нарушена, не могут повторить и подражать социальным программам членов семьи.

Основные трудности в коммуникации между семьёй и обществом, воспитателями, учителями, основаны на отсутствии достаточного количества знаний, опыта и навыков с обеих сторон. Согласно выводам учёных Москини и Шмидту, опубликованным в 2017 году, именно родители должны выступать экспертами, отказаться от конфронтации с дошкольными и школьными образовательными учреждениями, чтобы минимизировать трудности во взаимодействии с педагогами.

Изображение измученных родителей из-за того, что у ребёнка РАС
Изображение родителей испытывающих регулярный стресс из-за ребёнка с РАС

Как помочь ребёнку с РАС?

Многие дети с РАС могут научиться взаимодействовать с окружающими людьми. Вот факты, на которые следует обратить внимание, чтобы преодолеть барьеры в общении:

1. Ребёнок с РАС не понимает невербальных сигналов. Одинаково не реагирует на улыбку или хмурый взгляд. Чтобы донести мысль, говорите словами.

2. Воспринимает всё буквально. Будьте осторожны, когда хотите что-либо сказать. Выражайте мысль максимально чётко и понятно. Избегайте слов и фраз с двойным смыслом. Например, если поторапливаете ребёнка и произносите: «Давай быстрее», не удивляйтесь, если он спросит, что давать.

3. Способен обрабатывать только одну мысль за раз. Ведите простые разговоры на конкретные темы. При необходимости подкрепите слова картинками или символами. Не задавайте много вопросов.

4. Не воспринимает абстрактных ласковых слов. Обращайтесь к ребёнку по имени, чтобы он понимал, что речь адресована ему. Не начинайте предложения словами «солнышко», «зайчик», «лапочка».

5. Может часами говорить на какую-либо тему, интересную ему одному. Будьте к этому готовы, наберитесь терпения. Не закрывайте ребёнку рот, не ругайтесь.

6. Ребёнку с РАС требуется больше времени для обработки информации. Возможно, вам придется снизить темп речи при общении с ним. Иногда полезно делать длительные паузы между предложениями.

Многие дети с РАС подвержены повышенной тревожности. Она может быть вызвана неспособностью самостоятельно разобраться в происходящем вокруг, непривычной обстановкой или обществом. Ниже приведены основные факторы, которые могут спровоцировать тревогу, и методы борьбы с ними:

  1. Изменение распорядка дня. Вводите новшества постепенно. Понятными простыми словами объясняйте, зачем они нужны. Дайте ребёнку время к ним привыкнуть.
  2. Трудности с пониманием, выражением и контролем собственных эмоций. Дети с РАС могут быть резкими в реакциях и ответах. Не воспринимайте всё близко к сердцу. Помните, что ребёнок не хочет сделать вам больно. Наоборот, научите его правильно выражать обиду, гнев, агрессию – словами, не разрушительными действиями.
  3. Шумное, ярко окрашенное место. В таком случае, следует увести ребёнка туда, где ему будет спокойнее.
  4. Новые звуки, вкусы, прикосновения, запахи и предметы могут быть физически неприятны или болезненны для детей с РАС. Будьте внимательны к этим фактам, не заставляйте ребенка испытывать то, что причиняет ему дискомфорт.

Многие родители сталкиваются с трудностями питания, так как дети с РАС:

  1. Хотят потреблять продукты только определённого цвета или текстуры.
  2. Едят слишком мало или много.
  3. Едят то, что не является едой.
  4. Испытывают приступы кашля или удушья при потреблении пищи.

Полезным будет вести дневник питания. Благодаря ему удобно отслеживать:

Проблемы со сном затрагивают 80% детей с РАС. Им бывает трудно заснуть, они могут просыпаться по несколько раз за ночь из-за:

Помочь смогут:

  1. Дневник сна с упоминанием всех жалоб.
  2. Режим. Укладывать ребёнка спать нужно в одно и то же время согласно строго заведённому ритуалу.
  3. Тишина и темнота. Убедитесь, что никакие посторонние источники шума и света не потревожат ребёнка.
  4. Поощряйте физическую активность днём, избегайте её за 1-2 часа до сна.

Как следует вести себя с ребёнком с РАС?

Многие родители и члены их семей добились успеха в налаживании взаимоотношений с ребёнком с РАС благодаря следующим рекомендациям:

  1. Подмечайте хорошее. Дети с РАС лучше реагируют на положительные подкрепления. Чаще поощряйте ребёнка за хорошие поступки.
  2. Игнорируйте раздражающее поведение, направленное на привлечение внимания. Время от времени ребёнок с РАС может вести себя плохо, лишь бы заставить вас сосредоточиться на нём. Игнорирование такого поведения – лучший способ его предотвращения.
  3. Включайте физическую активность в повседневность. Бег и игры на улице прекрасно подходят для совместного времяпровождения.
  4. Будьте ласковы и уважительны к границам тела ребёнка. Дети с РАС нуждаются в объятиях, иногда даже чаще, чем другие. Одновременно некоторым детям с РАС, наоборот, не нравится, когда к ним прикасаются. Даже лёгкий тактильный контакт вызывает у них беспокойство. Найдите то, что подходит вашему ребёнку. Не нарушайте его личные границы, если он так хочет.
  5. Проявите любовь и интерес. Детям с РАС трудно выражать свои чувства, но им важно знать, что вы их любите. Будьте щедры на проявление внимания, заботы и поддержки.
  6. Верьте в своего ребёнка. Дети с РАС – развивающиеся личности со своими возможностями. Не определяйте их место в жизни по диагнозу.
  7. Заведите домашнее животное. Учёные исследовательского центра взаимодействия человека и животных университета Миссури, работавшие с 70 семьями, в которых были дети с РАС, доказали, что присутствие домашних животных положительно влияет на социальные навыки ребёнка.
  8. Дайте себе время и поддержку. Чувствовать усталость – нормально. Обратитесь за помощью к специалистам, которые могут помочь наладить коммуникацию с ребёнком с РАС. Посещайте личного психолога. Проговаривайте свои эмоции и изменения, которые происходят в жизни. Помните о себе, ведь благополучие ребёнка напрямую зависит от вас.

Как лечить РАС?

От РАС нет лекарства. Но исследования показывают, что раннее вмешательство с применением методов, направленных на развитие важных навыков общения и социальной адаптации, могут существенно помочь ребёнку справиться с трудностями.

В клинике доктора Шишонина лечение расстройств аутистического спектра основывается на:

  1. Мануальной коррекции по детскому протоколу с целью улучшения кровоснабжения головного мозга, снятия компрессии с нервов и сосудов, повышения тонуса поверхностных и глубоких мышц.
  2. Адаптивной лечебно-оздоровительной физкультуре, соответствующей возрасту и состоянию здоровья ребёнка.
  3. Работе психолога по созданию индивидуального плана, направленного на обучение социальным навыкам, концентрации внимания, владению собственным телом и умению справляться со стрессом.
  4. Поддержке и составлении рекомендаций родителям на тему закрепления и развития полезных навыков и умений в домашних условиях.

Благодаря авторскому подходу, дети с РАС показывают стойкое улучшение моторики, физического и умственного развития. Узнать больше о курсе коррекции РАС можно по ссылке.

Фото инструктора и ребёнка на занятиях ЛФК при лечении РАС
Фото инструктора и ребёнка во время выполнения упражнений при лечении РАС
Запишитесь к нам на прием!
Ваше имя *
Поле обязательное для заполнения
Телефон *
Поле обязательное для заполнения
Что вас беспокоит?
Поле обязательное для заполнения
Запишитесь к нам на прием!
Другие статьи
Ребёнок с РАС плачет
Дети с расстройством аутистического спектра особенно тревожны. В статье разобрали главные триггеры и варианты проявления беспокойства. Рассмотрели действующие методы, которые помогут ребёнку справиться с тревогой.
Диагностика РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – целостное нейропсихическое нарушение, которое часто проявляется до 3 лет жизни. Именно в этот период можно обнаружить проблемы ребёнка в социальной сфере, нарушения речи, повторяющиеся действия и ограниченные интересы.
Лечение РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, вызванных нарушениями нейропсихического развития. Основные проявления: ограниченная или полная невозможность взаимодействовать с социумом, отклонения в общении и стереотипные занятия и интересы.
Диагностика расстройств аутического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обобщающий термин, описывающий ряд сложных неврологических нарушений, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки ребёнка.
Диагностирование детей с РАС и аутизмом
Как ставят диагноз «расстройство аутического спектра»? Можно ли перепутать РАС с другой болезнью?
Пищевое поведение детей с РАС и аутизмом
Пищевое поведение детей с расстройствами аути