Как подобрать комплекс физических упражнений для ребенка с расстройством аутического спектра?
Дети с расстройствами аутического спектра (РАС) и аутизмом зачастую имеют проблемы с физическим развитием и моторикой. Ситуация осложняется тем, что им проще вести замкнутый образ жизни и трудно участвовать в подвижных играх с другими детьми.
Однако важно удалять занятиям лечебной физкультурой для детей с РАС должное внимание. От тонуса мышц, физической активности зависит кровоснабжение головного мозга, работоспособность ребенка, состояние его нервной системы. Занятия физической культурой и спортивные игры развивают ребенка в целом, укрепляют здоровье, дарят положительные эмоции.
Особенности адаптивной и лечебной физкультуры для детей с РАС и аутизмом
Комплексы ЛФК для детей с расстройствами аутического спектра разрабатываются с учетом состояния и предпочтений ребенка, проводятся в игровой форме и направлены на укрепление мышечного тонуса и эмоционально-волевой сферы.
Занятия общим или адаптивным спортом и физкультурой строятся на принципах:
- детям и взрослым с РАС бывают неприятны прикосновения, поэтому желательно их избегать, пока между инструктором и пациентом не установлен достаточной уровень доверия;
- выполнять упражнения нужно вместе с ребенком, чтобы он мог подражать, если не понимает речь и сам не обладает достаточными речевыми навыками;
- необходимо объяснять упражнения, побуждая ребенка проговаривать их названия и считать вместе с инструктором;
- программу нужно постепенно усложнять по мере того, как ребенок осваивает простые движения; мягко исправлять ошибки и поощрять любые успехи.
В программу адаптивной физкультуры для детей с расстройствами аутического спектра можно включать игры и упражнения с предметами для развития ориентации в пространстве: на скамейке, с фитболом, тоннелем, на батуте, шведской стенке. Игры с мячом способствуют развитию моторики. Также необходимо включать в комплекс упражнения для улучшения равновесия, которые хорошо влияют на вестибулярный аппарат и стимулируют развитие всех систем организма.
Важно составить программу занятия таким образом, чтобы ребенку не приходилось долго концентрироваться на одном виде упражнений. Однако при этом от занятия к занятию необходимо повторять четкую структуру. При правильном подходе занятия ЛФК для ребенка с расстройствами аутического спектра или аутизмом станут не только важной частью коррекционной работы, но и подарят ему массу положительных эмоций.