Как подобрать комплекс физических упражнений для ребенка с расстройством аутического спектра?
Спорт и физическая активность – важные составляющие здоровья и благополучия каждого человека. Регулярно выполняемые тренировки оказывают положительное влияние на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, укрепляют мышечный корсет, способствуют поддержанию веса, и позволяют лучше справляться со стрессом.
Многие физические навыки и двигательные паттерны, которыми мы овладеваем в раннем детстве, остаются с нами на протяжении всей жизни. Для детей с РАС это уникальная возможность облегчить свою повседневную деятельность, учёбу и взаимодействие с окружающим миром.
Однако, большинство дошкольников и школьников с РАС не занимаются физическими упражнениями на постоянной основе. Значительное количество времени они проводят, сидя перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Ситуация усугубляется, когда ребёнок идёт в школу, где проводит несколько часов в относительно неподвижном положении.
Кроме того, дети с РАС испытывают немалые затруднения при занятиях спортом и контакте с посторонними людьми. Из-за повышенной чувствительности к раздражителям, нарушения сенсорной обработки и границ собственного тела, им бывает сложно найти подходящую форму физических упражнений, сохранить достаточный уровень вовлечённости и мотивации.
Домашние тренировки могут стать хорошим вариантом на начальном этапе
- Выберите занятия, которые интересны ребёнку. Это позволит ему чувствовать себя более уверенно, даст ощущение контроля над ситуацией.
- Заранее изучите видеоролики на известных сайтах с подробным объяснением и демонстрацией, как выполнять упражнения с детьми с РАС.
- Проводите тренировки в безопасном, чистом, комфортном, хорошо освещённом месте. Освободите пространство, чтобы исключить случайные травмы и падения.
- Ограничьте воздействие любых отвлекающих факторов.
- Занимайтесь вместе с ребёнком. Медленно показывайте, как нужно делать то или иное упражнение. Подкрепляйте каждое движение простыми, понятными словами. Следите, чтобы ваш сын или дочь зеркально повторяли за вами.
- Выберите темп, удобный для ребёнка. Не давите на него, если какие-то отдельные элементы или весь тренировочный комплекс выполняются неправильно.
Адаптируйте тренировки под ребёнка
- Если вы занимаетесь с дошкольником, хорошо подойдут упражнения с музыкальным сопровождением, простыми, запоминающимися песнями, танцами.
- Если звуки раздражают ребёнка, выбирайте интерактивные тренировки без аудиального сопровождения с яркими визуальными образами.
- Укрепляя здоровье школьника, вы можете обойтись базовыми физическими упражнениями с собственным весом и спортивным инвентарём – мячами, эспандером, эластичными резинками, гантелями. Тренировки могут состоять из приседаний, подъёма и разведения рук в стороны, отжиманий, подъёма колен, отведения и сведения бедра, сгибания и скручивания торса, если это допустимо.
- Занятия старшего школьника могут включать элементы йоги и медитаций. Они позволят успокоиться, сосредоточиться, снизить уровень стресса.
Вот ещё несколько советов по созданию и поддержанию оптимального режима физической активности у ребёнка с РАС:
- не исключайте вариант силовых нагрузок в спортзале, на скалодроме, стадионе, в бассейне, на лыжах или сноуборде;
- выясните, в какое время суток ваш сын или дочь с большим удовольствием тренируются – утром, днём или вечером;
- определите продолжительность и количество подходов – это может быть 1 тренировка длительностью 30-45 минут, или несколько коротких занятий по 5-10 минут;
- подстройте интенсивность – возможно, вместо одной длительной, размеренной прогулки с собакой лучше провести короткую пробежку, которая повысит выносливость и поможет сбросить напряжение.
Какие плюсы даёт спорт ребёнку с нейропсихическими нарушениями?
Регулярная физическая активность оказывает положительное воздействие на когнитивные способности детей с РАС. Упражнения высвобождают нейротрансмиттеры, в частности, серотонин и эндорфины – они регулируют настроение, предупреждают депрессивные расстройства. Эти нейробиологические эффекты значительно улучшают качество жизни детей с нарушениями сенсорной интеграции. Более того, структурированные и удобные для восприятия тренировки обеспечивают благоприятную среду для развития полезных навыков у детей и подростков с РАС.
У многих дошкольников и школьников при систематичных занятиях спортом:
- укрепляются мышцы, нормализуется работа внутренних органов и систем – сердечно-сосудистой, нервной;
- развивается мелкая и крупная моторика, нормализуется баланс тела и координация движений;
- уменьшается выраженность стереотипного и самостимулирующего поведения – взмахов руками, раскачивания, вращения на месте;
- снижается уровень аутоагрессии и деструктивного поведения в отношении окружающих людей и предметов;
- улучшается поведение и эффективность при выполнении школьных заданий и повседневных задач;
- повышается отзывчивость и вовлечённость во взаимодействие с миром.
Что делать, если самостоятельные попытки заинтересовать ребёнка – безуспешны?
Если вам не удаётся подобрать оптимальную физическую активность для своего сына или дочери, обратитесь в клинику доктора Шишонина. Наши специалисты владеют основами адаптивной и лечебной физкультуры для детей с РАС. Комплексы ЛФК разрабатываются, исходя из индивидуальных предпочтений, особенностей и состояния здоровья ребёнка. Проводятся в игровой форме. Направлены на повышение мышечного тонуса и развитие двигательного контроля.
Основное внимание при применении комплекса упражнений уделяется созданию благоприятной, комфортной эмоциональной среды. Благодаря такому подходу ребёнок чувствует себя в безопасности, начинает доверять окружению.
Укрепление мышц сочетается с кардиотренировками для сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это улучшает показатели выносливости, позволяет снизить общую тревожность, помогает ребёнку с РАС лучше себя чувствовать и регулировать эмоции.
Дополнительно применяются упражнения, которые направлены на овладение и усиление равновесия, развитие зрительно-моторной координации, и имитируют повседневную жизнь. Они помогают детям с РАС лучше ориентироваться в помещениях, на улице, при общении с посторонними людьми.
Занятия общей и адаптивной физкультурой базируются на следующих принципах:
- Детям с РАС бывают неприятны прикосновения. Их следует избегать, пока между инструктором и ребёнком не будет установлен достаточный уровень доверия и взаимопонимания.
- Упражнения выполняются совместно. Ребёнок может подражать и повторять за взрослым. Это сильно упрощает работу, если дошкольник или школьник не понимает речь, или сам не обладает достаточными речевыми навыками.
- Все движения и действия подробно объясняются. Ребёнок проговаривает названия упражнений, и считает вместе с инструктором.
- Программа постепенно усложняется по мере овладения простыми упражнениями. Ошибки исправляются в мягкой форме. Любые успехи обязательно поощряются.
Программа адаптивной физкультуры для детей с РАС включает игры и тренировки со спортивным инвентарём – фитболом, мячом, скамейкой, скакалкой, тоннелем, шведской стенкой, батутом. Это помогает развивать равновесие, ориентацию в пространстве и моторику, оказывает благоприятное воздействие на вестибулярный аппарат и стимулирует все системы организма.
Занятия подбираются и адаптируются таким образом, чтобы ребёнку не приходилось долго концентрироваться на одном виде упражнений. При этом, сохраняется чёткая структура программы. При правильном подходе, занятия ЛФК становятся важной частью коррекционной работы, и дарят ребёнку с РАС массу положительных эмоций.