Польза курса ЛФК для детей с РАС

Как подобрать комплекс физических упражнений для ребенка с расстройством аутического спектра?

Спорт и физическая активность – важные составляющие здоровья и благополучия каждого человека. Регулярно выполняемые тренировки оказывают положительное влияние на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, укрепляют мышечный корсет, способствуют поддержанию веса, и позволяют лучше справляться со стрессом.

Многие физические навыки и двигательные паттерны, которыми мы овладеваем в раннем детстве, остаются с нами на протяжении всей жизни. Для детей с РАС это уникальная возможность облегчить свою повседневную деятельность, учёбу и взаимодействие с окружающим миром.

Однако, большинство дошкольников и школьников с РАС не занимаются физическими упражнениями на постоянной основе. Значительное количество времени они проводят, сидя перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Ситуация усугубляется, когда ребёнок идёт в школу, где проводит несколько часов в относительно неподвижном положении.

Кроме того, дети с РАС испытывают немалые затруднения при занятиях спортом и контакте с посторонними людьми. Из-за повышенной чувствительности к раздражителям, нарушения сенсорной обработки и границ собственного тела, им бывает сложно найти подходящую форму физических упражнений, сохранить достаточный уровень вовлечённости и мотивации.

Домашние тренировки могут стать хорошим вариантом на начальном этапе

  1. Выберите занятия, которые интересны ребёнку. Это позволит ему чувствовать себя более уверенно, даст ощущение контроля над ситуацией.
  2. Заранее изучите видеоролики на известных сайтах с подробным объяснением и демонстрацией, как выполнять упражнения с детьми с РАС.
  3. Проводите тренировки в безопасном, чистом, комфортном, хорошо освещённом месте. Освободите пространство, чтобы исключить случайные травмы и падения.
  4. Ограничьте воздействие любых отвлекающих факторов.
  5. Занимайтесь вместе с ребёнком. Медленно показывайте, как нужно делать то или иное упражнение. Подкрепляйте каждое движение простыми, понятными словами. Следите, чтобы ваш сын или дочь зеркально повторяли за вами.
  6. Выберите темп, удобный для ребёнка. Не давите на него, если какие-то отдельные элементы или весь тренировочный комплекс выполняются неправильно.

Адаптируйте тренировки под ребёнка

  1. Если вы занимаетесь с дошкольником, хорошо подойдут упражнения с музыкальным сопровождением, простыми, запоминающимися песнями, танцами.
  2. Если звуки раздражают ребёнка, выбирайте интерактивные тренировки без аудиального сопровождения с яркими визуальными образами.
  3. Укрепляя здоровье школьника, вы можете обойтись базовыми физическими упражнениями с собственным весом и спортивным инвентарём – мячами, эспандером, эластичными резинками, гантелями. Тренировки могут состоять из приседаний, подъёма и разведения рук в стороны, отжиманий, подъёма колен, отведения и сведения бедра, сгибания и скручивания торса, если это допустимо.
  4. Занятия старшего школьника могут включать элементы йоги и медитаций. Они позволят успокоиться, сосредоточиться, снизить уровень стресса.

Вот ещё несколько советов по созданию и поддержанию оптимального режима физической активности у ребёнка с РАС:

Занятия с инструктором
Ребёнок с РАС занимается спортом

Какие плюсы даёт спорт ребёнку с нейропсихическими нарушениями?

Регулярная физическая активность оказывает положительное воздействие на когнитивные способности детей с РАС. Упражнения высвобождают нейротрансмиттеры, в частности, серотонин и эндорфины – они регулируют настроение, предупреждают депрессивные расстройства. Эти нейробиологические эффекты значительно улучшают качество жизни детей с нарушениями сенсорной интеграции. Более того, структурированные и удобные для восприятия тренировки обеспечивают благоприятную среду для развития полезных навыков у детей и подростков с РАС.

У многих дошкольников и школьников при систематичных занятиях спортом:

Что делать, если самостоятельные попытки заинтересовать ребёнка – безуспешны?

Если вам не удаётся подобрать оптимальную физическую активность для своего сына или дочери, обратитесь в клинику доктора Шишонина. Наши специалисты владеют основами адаптивной и лечебной физкультуры для детей с РАС. Комплексы ЛФК разрабатываются, исходя из индивидуальных предпочтений, особенностей и состояния здоровья ребёнка. Проводятся в игровой форме. Направлены на повышение мышечного тонуса и развитие двигательного контроля.

Основное внимание при применении комплекса упражнений уделяется созданию благоприятной, комфортной эмоциональной среды. Благодаря такому подходу ребёнок чувствует себя в безопасности, начинает доверять окружению.

Укрепление мышц сочетается с кардиотренировками для сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это улучшает показатели выносливости, позволяет снизить общую тревожность, помогает ребёнку с РАС лучше себя чувствовать и регулировать эмоции.

Дополнительно применяются упражнения, которые направлены на овладение и усиление равновесия, развитие зрительно-моторной координации, и имитируют повседневную жизнь. Они помогают детям с РАС лучше ориентироваться в помещениях, на улице, при общении с посторонними людьми.

Занятия общей и адаптивной физкультурой базируются на следующих принципах:

  1. Детям с РАС бывают неприятны прикосновения. Их следует избегать, пока между инструктором и ребёнком не будет установлен достаточный уровень доверия и взаимопонимания.
  2. Упражнения выполняются совместно. Ребёнок может подражать и повторять за взрослым. Это сильно упрощает работу, если дошкольник или школьник не понимает речь, или сам не обладает достаточными речевыми навыками.
  3. Все движения и действия подробно объясняются. Ребёнок проговаривает названия упражнений, и считает вместе с инструктором.
  4. Программа постепенно усложняется по мере овладения простыми упражнениями. Ошибки исправляются в мягкой форме. Любые успехи обязательно поощряются.

Программа адаптивной физкультуры для детей с РАС включает игры и тренировки со спортивным инвентарём – фитболом, мячом, скамейкой, скакалкой, тоннелем, шведской стенкой, батутом. Это помогает развивать равновесие, ориентацию в пространстве и моторику, оказывает благоприятное воздействие на вестибулярный аппарат и стимулирует все системы организма.

Занятия подбираются и адаптируются таким образом, чтобы ребёнку не приходилось долго концентрироваться на одном виде упражнений. При этом, сохраняется чёткая структура программы. При правильном подходе, занятия ЛФК становятся важной частью коррекционной работы, и дарят ребёнку с РАС массу положительных эмоций.

Запишитесь к нам на прием!
Ваше имя *
Поле обязательное для заполнения
Телефон *
Поле обязательное для заполнения
Что вас беспокоит?
Поле обязательное для заполнения
Запишитесь к нам на прием!
Другие статьи
Ребёнок с РАС плачет
Дети с расстройством аутистического спектра особенно тревожны. В статье разобрали главные триггеры и варианты проявления беспокойства. Рассмотрели действующие методы, которые помогут ребёнку справиться с тревогой.
Методы лечения и диагностики РАС
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обширное понятие, включающее в себя ряд сложных неврологических состояний, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки человека. Как утверждает группа учёных во главе с Бенджамином Заблоцким, РАС диагностируется у одной из 189 девочек, и у одного из 45 мальчиков в возрасте 3-17 лет. Озвученные процентные соотношения меняются с каждым годом.
Диагностика РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – целостное нейропсихическое нарушение, которое часто проявляется до 3 лет жизни. Именно в этот период можно обнаружить проблемы ребёнка в социальной сфере, нарушения речи, повторяющиеся действия и ограниченные интересы.
Лечение РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, вызванных нарушениями нейропсихического развития. Основные проявления: ограниченная или полная невозможность взаимодействовать с социумом, отклонения в общении и стереотипные занятия и интересы.
Диагностика расстройств аутического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обобщающий термин, описывающий ряд сложных неврологических нарушений, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки ребёнка.
Диагностирование детей с РАС и аутизмом
Как ставят диагноз «расстройство аутического спектра»? Можно ли перепутать РАС с другой болезнью?