Детская тревожность и страхи при РАС

Чего боятся дети с РАС, и как врачам и родителям победить детскую тревожность?

Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают значительно большую тревогу, чем их сверстники без нарушений нейропсихического развития. Нередки случаи диагностированных тревожных расстройств – невротических состояний, которые сопровождаются сильным беспокойством, страхом, и ухудшают качество жизни самого ребёнка и членов его семьи.

К счастью, тревога – не перманентна, и у специалистов есть рекомендации, как помочь ребёнку справиться с беспокойством. Практическое руководство вы найдете ниже.

Что заставляет детей с РАС испытывать стресс?

Беспокойство детей с РАС, главным образом, связано с воздействием на них сенсорных стимулов и социальных ситуаций, которые расцениваются как нестандартные, незнакомые, непредсказуемые. Это могут быть:

Более 50% детей с РАС испытывают тревожные расстройства, которые берут начало в раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни. Форма и интенсивность их переживаний существенно отличается от тех, что испытывают нейротипичные ровесники. Например, дети с РАС:

У многих детей с РАС тревожные расстройства не диагностируются в силу разных причин, и это влияет на отсутствие адекватной поддержки и подхода к воспитанию ребёнка.

Лечение тревожности у детей с РАС
Откуда берутся страхи у детей с РАС

Признаки тревоги у детей и подростков с РАС

Проявления страхов и беспокойства у детей с РАС часто схожи с общими характеристиками расстройства:

Поскольку детям с РАС трудно распознавать собственные тревожные мысли и чувства, они не всегда могут сказать, что испытывают беспокойство. Вместо этого:

Дополнительно у ребёнка с РАС могут наблюдаться проблемы со сном и эмоциональные срывы.

Триггеры, провоцирующие тревогу и страх у детей с РАС

Первым делом, стоит выяснить, что вызывает беспокойство у ребёнка. Так как дети с РАС испытывают затруднение с распознаванием собственных эмоций, задача родителя и окружающих людей – установить, какое событие, действие или сенсорный раздражитель провоцирует тревогу и страх.

Как только получится узнать, что именно вызывает волнение, появится возможность это исправить. Например, если дело в изменении распорядка дня или любых неизбежных переменах, лучше всего:

  1. Рассказать ребёнку подробную пошаговую историю, которая заканчивается на позитивной ноте. Допустим: «Мы оденемся, выйдем из дома, сядем в машину, поедем по дороге, на пути встретим другие машины. Доедем до клиники, зайдём в неё. Там будет врач, он посмотрит твои зубки… А когда всё закончится, мы пойдём играть в парк». Так удастся сократить количество неожиданных для ребёнка событий, убедить, что вы будете рядом, а он получит позитивный опыт.

  2. Объясняться с ребёнком визуальными образами. Для этого можно применять картинки, составить карту с последовательностью действий, чтобы ребёнок видел, что ждёт его впереди. Визуальные образы должны быть простыми, понятными. Они помогут лучше обрабатывать информацию и наладить взаимодействие с окружением.

  3. Не озвучивать того, что невозможно гарантировать. Дети с РАС могут испытать стресс, если визит к врачу запланирован на 10, а приём состоялся позже. Если вы обещали забрать ребёнка с дня рождения в 7 вечера, но задержались в пробке и опоздали даже на 10 минут. В таких случаях, лучше придерживаться других ориентиров. Например: «Мы позавтракаем и поедем к врачу». Или: «После того, как вы покушаете и поиграете, я приеду и заберу тебя».

  4. Вносите небольшие изменения за раз и давайте ребёнку время к ним адаптироваться. Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок сначала одевался, а после – завтракал, в то время как он настаивает на другом порядке действий. Начать можно с носков. Наденьте их и дайте ребёнку привыкнуть. Как только он освоится, можно перейти к штанам. И так далее, пока не будет достигнут результат.

Научите ребёнка распознавать тревогу

Медленно и внятно объясните, на что похоже беспокойство в теле, и что его не надо бояться. Такие симптомы испытывают многие люди:

Дополнительно нарисуйте контур человека. Попросите ребёнка описать, что он испытывает в каждой части своего тела, когда ощущает страх или волнение.

Научите пользоваться шкалой тревожности от 1 до 5, где 1 – минимальный уровень беспокойства, а 5 – страх на грани паники и нервного срыва. Пусть ребёнок описывает свои эмоции по разным видам деятельности в соответствии с предложенной шкалой. Так вы сможете отслеживать, где следует снизить нагрузку.

Овладейте вместе с ребёнком методами релаксации и успокоения

Самые эффективные способы:

Обучите ребёнка этим стратегиям в периоды спокойствия. После того, как он ими овладеет, скажите, что их стоит применять в моменты беспокойства и страха.

Используйте визуальные инструменты для успокоения ребёнка

Если пошаговые истории и визуальные образы, описанные выше, помогают вашему сыну или дочери, вы можете углубиться в эту технику:

  1. Предварительно, пока вы вместе, подготовьте фотографии, как ребёнок идёт в школу, садится за парту, обедает в школьной столовой, ходит на спортивные занятия, выбирает вещи в магазине, гуляет в парке, возвращается в общественном транспорте домой. Распечатайте и развесьте их на видном месте, чтобы ребёнок видел себя в определённых ситуациях, и этот образ формировался в его голове.

  2. Составляйте расписание на неделю вместо 1-2 ближайших дней. Если грядут изменения, отмечайте их в таблице и регулярно просматривайте с ребёнком, чтобы подготовить его. При этом следите за количеством новостей – некоторые дети от обилия сообщений испытывают сильный стресс, который сохраняется до тех пор, пока события не случатся.

  3. Проигрывайте незнакомые ситуации до того, как они произойдут. Допустим, если ребёнок тревожится из-за похода к парикмахеру, вы можете показать ему видео, как это происходит, или сыграть в ролевую игру в комфортной, домашней обстановке, где вы – парикмахер, а ребёнок – клиент. Покажите, что ничего страшного или непредсказуемого не случится. Если требуется, вы можете поменяться с ребёнком ролями, и уже он будет парикмахером, а вы – клиентом.

  4. Обратитесь к психологу, который умеет работать с детьми с РАС. Воспользуйтесь той методикой, которая наиболее приятна и удобна вашему ребёнку. Это могут быть: когнитивно-поведенческая терапия, подход «Стремянка», методы релаксации и трудотерапии.

И помните: не стоит требовать от ребёнка большего или наказывать его за поведение. Завышенные ожидания и разочарование в возможностях вашего сына или дочери только вредят психологическому благополучию и спокойствию членов семьи. Эмоциональная изоляция, неудовлетворённая потребность в единении, дружбе и принадлежности к социальной группе способствуют депрессивному настроению, замкнутости и суицидальным наклонностям детей с РАС по мере взросления.

Запишитесь к нам на прием!
Ваше имя *
Поле обязательное для заполнения
Телефон *
Поле обязательное для заполнения
Что вас беспокоит?
Поле обязательное для заполнения
Запишитесь к нам на прием!
Другие статьи
Ребёнок с РАС плачет
Дети с расстройством аутистического спектра особенно тревожны. В статье разобрали главные триггеры и варианты проявления беспокойства. Рассмотрели действующие методы, которые помогут ребёнку справиться с тревогой.
Методы лечения и диагностики РАС
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обширное понятие, включающее в себя ряд сложных неврологических состояний, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки человека. Как утверждает группа учёных во главе с Бенджамином Заблоцким, РАС диагностируется у одной из 189 девочек, и у одного из 45 мальчиков в возрасте 3-17 лет. Озвученные процентные соотношения меняются с каждым годом.
Диагностика РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – целостное нейропсихическое нарушение, которое часто проявляется до 3 лет жизни. Именно в этот период можно обнаружить проблемы ребёнка в социальной сфере, нарушения речи, повторяющиеся действия и ограниченные интересы.
Лечение РАС у детей в клинике доктора Шишонина
Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, вызванных нарушениями нейропсихического развития. Основные проявления: ограниченная или полная невозможность взаимодействовать с социумом, отклонения в общении и стереотипные занятия и интересы.
Диагностика расстройств аутического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – обобщающий термин, описывающий ряд сложных неврологических нарушений, которые оказывают существенное влияние на социальные, коммуникативные и двигательные навыки ребёнка.
Диагностирование детей с РАС и аутизмом
Как ставят диагноз «расстройство аутического спектра»? Можно ли перепутать РАС с другой болезнью?