Чего боятся дети с РАС, и как врачам и родителям победить детскую тревожность?
Тревожность и страхи бывают у людей разного возраста вне зависимости от ментального здоровья. Однако у детей с РАС они встречаются намного чаще и могут создавать серьезные проблемы для их развития и общего самочувствия.
Причины тревог и страхов
Дети с РАС часто не могут выразить своих чувств, рассказать о причинах тревоги и не находят пути для ее разрешения. Тревога накапливается и может спровоцировать эпизоды нежелательного поведения, а наказания за них только ухудшают ситуацию.
Нужно различать страх, направленный на конкретный предмет или явление (гром, собака, бандит), и тревогу. Тревожность нарастает из-за страха не выполнить задания, отсутствия постоянства, непривычных событий. Негативный опыт или его вероятность могут порождать у ребенка страхи, в которых он «застревает».
Иногда тревожность перерастает в специфические интересы. Ребенок окружает себя странными и агрессивными образами: пауками, чудовищами, жуткими историями и рисунками.
Как убрать тревожность и страхи у ребенка?
Нужно определить источник страха. Важно учить ребенка проговаривать свои чувства, подавать личный пример: «я боялась не успеть на поезд, но все обошлось», «я волнуюсь, что могу забыть взять в поездку что-то важное».
- Если ребенок не говорит, то можно научить его пользоваться шкалой тревожности, на которой цветом и мимикой обозначен ее уровень от 1 до 5. Исходя из уровня тревоги вы сможете регулировать учебную нагрузку и снизить вероятность срывов.
- Дозированная физическая нагрузка (гимнастика, упражнения) помогают снизить уровень напряженности и стресса у ребенка.
- В игровой форме можно дать ребенку опыт преодоления страха: победу над пиратом, вылечить больные зубы собаке, чтобы она не кусалась, спрятаться от дождя и грома.
- Не требовать от ребенка быть «нормальным», не завышать ожидания от него, не запрещать стимы и специальные интересы, если они не вредят ему и окружающим.
- Помнить, что совет «не бойся» не работает. Уважать ребенка, не наказывать, не отбирать личные вещи, не требовать делать то, что он не хочет: дружить против воли, есть через силу, заставлять ходить куда-то. Мотивировать и поощрять можно, но принуждение только усиливает страхи.
Спокойная обстановка, доброжелательность, внимание и любовь к ребенку решают многие проблемы, а в сложных ситуациях помогут разобраться психологи и коррекционные педагоги.