Чего боятся дети с РАС, и как врачам и родителям победить детскую тревожность?
Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают значительно большую тревогу, чем их сверстники без нарушений нейропсихического развития. Нередки случаи диагностированных тревожных расстройств – невротических состояний, которые сопровождаются сильным беспокойством, страхом, и ухудшают качество жизни самого ребёнка и членов его семьи.
К счастью, тревога – не перманентна, и у специалистов есть рекомендации, как помочь ребёнку справиться с беспокойством. Практическое руководство вы найдете ниже.
Что заставляет детей с РАС испытывать стресс?
Беспокойство детей с РАС, главным образом, связано с воздействием на них сенсорных стимулов и социальных ситуаций, которые расцениваются как нестандартные, незнакомые, непредсказуемые. Это могут быть:
-
Незначительные изменения в распорядке дня и расположении окружающих предметов
-
Новые ощущения в теле, в том числе, физиологически обоснованные, например, начало полового созревания
-
Места и локации, в которых ребёнок ранее не был
-
Люди любого возраста и родства, которых видит впервые или не видел длительное время
-
Обстоятельства, когда ребёнок не понимает, что думает и чувствует человек, с которым происходит взаимодействие
-
Собственные мысли и эмоции, особенно, если они вызывают неприятные или непривычные симптомы в теле
-
Отсутствие свободного доступа к тому, что вызывает интерес, и невозможность закончить начатое
-
Новые социальные ситуации, даже позитивные – празднование дня рождения, выпускной в детском саду или школе
Более 50% детей с РАС испытывают тревожные расстройства, которые берут начало в раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни. Форма и интенсивность их переживаний существенно отличается от тех, что испытывают нейротипичные ровесники. Например, дети с РАС:
-
Волнуются из-за действий, которые считаются нормальными для окружающих – спать в своей постели, справлять нужду в туалете
-
Испытывают большой стресс из-за воздействующих на них раздражителей – звуков, света, цвета, специфических запахов, вкусов и текстур
-
Бурно реагируют на непредсказуемость и неопределённость любого характера, например, могут устроить истерику из-за болезни преподавателя и невозможности пойти на урок игры на фортепиано
У многих детей с РАС тревожные расстройства не диагностируются в силу разных причин, и это влияет на отсутствие адекватной поддержки и подхода к воспитанию ребёнка.
Признаки тревоги у детей и подростков с РАС
Проявления страхов и беспокойства у детей с РАС часто схожи с общими характеристиками расстройства:
-
Стереотипные движения, однообразная вокализация – раскачивание взад-вперёд, монотонные взмахи руками, открывание и закрывание дверей, щёлкание выключателем, воспроизведение одного и того же звука или слова
-
Сосредоточенность на навязчивых занятиях, темах, играх и ритуалах
-
Ярое сопротивление изменениям в быту
Поскольку детям с РАС трудно распознавать собственные тревожные мысли и чувства, они не всегда могут сказать, что испытывают беспокойство. Вместо этого:
-
Ведут себя вызывающе, агрессивно
-
Отклоняют или игнорируют просьбы и обращения
-
Совершают социально неприемлемые действия, например, раздеваются на публике
-
Занимаются аутоагрессией – бьют по голове, царапают или режут кожу, кусают руки и другие части тела
Дополнительно у ребёнка с РАС могут наблюдаться проблемы со сном и эмоциональные срывы.
Триггеры, провоцирующие тревогу и страх у детей с РАС
Первым делом, стоит выяснить, что вызывает беспокойство у ребёнка. Так как дети с РАС испытывают затруднение с распознаванием собственных эмоций, задача родителя и окружающих людей – установить, какое событие, действие или сенсорный раздражитель провоцирует тревогу и страх.
Как только получится узнать, что именно вызывает волнение, появится возможность это исправить. Например, если дело в изменении распорядка дня или любых неизбежных переменах, лучше всего:
-
Рассказать ребёнку подробную пошаговую историю, которая заканчивается на позитивной ноте. Допустим: «Мы оденемся, выйдем из дома, сядем в машину, поедем по дороге, на пути встретим другие машины. Доедем до клиники, зайдём в неё. Там будет врач, он посмотрит твои зубки… А когда всё закончится, мы пойдём играть в парк». Так удастся сократить количество неожиданных для ребёнка событий, убедить, что вы будете рядом, а он получит позитивный опыт.
-
Объясняться с ребёнком визуальными образами. Для этого можно применять картинки, составить карту с последовательностью действий, чтобы ребёнок видел, что ждёт его впереди. Визуальные образы должны быть простыми, понятными. Они помогут лучше обрабатывать информацию и наладить взаимодействие с окружением.
-
Не озвучивать того, что невозможно гарантировать. Дети с РАС могут испытать стресс, если визит к врачу запланирован на 10, а приём состоялся позже. Если вы обещали забрать ребёнка с дня рождения в 7 вечера, но задержались в пробке и опоздали даже на 10 минут. В таких случаях, лучше придерживаться других ориентиров. Например: «Мы позавтракаем и поедем к врачу». Или: «После того, как вы покушаете и поиграете, я приеду и заберу тебя».
-
Вносите небольшие изменения за раз и давайте ребёнку время к ним адаптироваться. Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок сначала одевался, а после – завтракал, в то время как он настаивает на другом порядке действий. Начать можно с носков. Наденьте их и дайте ребёнку привыкнуть. Как только он освоится, можно перейти к штанам. И так далее, пока не будет достигнут результат.
Научите ребёнка распознавать тревогу
Медленно и внятно объясните, на что похоже беспокойство в теле, и что его не надо бояться. Такие симптомы испытывают многие люди:
-
Ладони потеют, становятся влажными
-
Живот бурлит, крутит
-
Появляются позывы в туалет
-
Сердце бьётся быстрее
-
Дыхание становится поверхностным, учащённым
-
Выступает испарина на лбу
-
Бросает в жар
-
Руки и ноги дрожат
Дополнительно нарисуйте контур человека. Попросите ребёнка описать, что он испытывает в каждой части своего тела, когда ощущает страх или волнение.
Научите пользоваться шкалой тревожности от 1 до 5, где 1 – минимальный уровень беспокойства, а 5 – страх на грани паники и нервного срыва. Пусть ребёнок описывает свои эмоции по разным видам деятельности в соответствии с предложенной шкалой. Так вы сможете отслеживать, где следует снизить нагрузку.
Овладейте вместе с ребёнком методами релаксации и успокоения
Самые эффективные способы:
-
Медленный счёт до 10 и обратно
-
5 глубоких вдохов и выдохов
-
Техника заземления – когда ребёнок опускает стопы на пол, касается рукой твёрдого, статичного предмета и фокусируется на ощущениях
-
Просмотр любимых коллекций, картинок или значимых личных вещей
-
Чтение книг
-
Нахождение в тихом, защищённом месте
-
Любая физическая активность – спорт, гимнастика, плавание, танцы помогают снизить тревожность и стресс
Обучите ребёнка этим стратегиям в периоды спокойствия. После того, как он ими овладеет, скажите, что их стоит применять в моменты беспокойства и страха.
Используйте визуальные инструменты для успокоения ребёнка
Если пошаговые истории и визуальные образы, описанные выше, помогают вашему сыну или дочери, вы можете углубиться в эту технику:
-
Предварительно, пока вы вместе, подготовьте фотографии, как ребёнок идёт в школу, садится за парту, обедает в школьной столовой, ходит на спортивные занятия, выбирает вещи в магазине, гуляет в парке, возвращается в общественном транспорте домой. Распечатайте и развесьте их на видном месте, чтобы ребёнок видел себя в определённых ситуациях, и этот образ формировался в его голове.
-
Составляйте расписание на неделю вместо 1-2 ближайших дней. Если грядут изменения, отмечайте их в таблице и регулярно просматривайте с ребёнком, чтобы подготовить его. При этом следите за количеством новостей – некоторые дети от обилия сообщений испытывают сильный стресс, который сохраняется до тех пор, пока события не случатся.
-
Проигрывайте незнакомые ситуации до того, как они произойдут. Допустим, если ребёнок тревожится из-за похода к парикмахеру, вы можете показать ему видео, как это происходит, или сыграть в ролевую игру в комфортной, домашней обстановке, где вы – парикмахер, а ребёнок – клиент. Покажите, что ничего страшного или непредсказуемого не случится. Если требуется, вы можете поменяться с ребёнком ролями, и уже он будет парикмахером, а вы – клиентом.
-
Обратитесь к психологу, который умеет работать с детьми с РАС. Воспользуйтесь той методикой, которая наиболее приятна и удобна вашему ребёнку. Это могут быть: когнитивно-поведенческая терапия, подход «Стремянка», методы релаксации и трудотерапии.
И помните: не стоит требовать от ребёнка большего или наказывать его за поведение. Завышенные ожидания и разочарование в возможностях вашего сына или дочери только вредят психологическому благополучию и спокойствию членов семьи. Эмоциональная изоляция, неудовлетворённая потребность в единении, дружбе и принадлежности к социальной группе способствуют депрессивному настроению, замкнутости и суицидальным наклонностям детей с РАС по мере взросления.