Какие симптомы указывают на РАС у ребенка?
Заболевание диагностируется по следующим критериям: отсутствие интереса к взаимодействию с окружающими и обмену взаимными эмоциями, наличие повторяющихся движений и речевых оборотов, нетипичные реакции на внешние раздражители. РАС также может оказывать влияние на речь ребёнка и отклонения в интеллектуальном развитии.
Несмотря на то, что полное излечение кажется маловероятным, ранняя диагностика имеет решающее значение в снижении тяжести симптомов и повышении общего качества жизни малыша. В зависимости от степени и интенсивности проявлений, специалисты могут поставить верный диагноз и рекомендовать лечение уже в возрасте 3 лет.
На что стоит обратить внимание в первые три года жизни ребёнка?
Важно отметить, что у некоторых детей без РАС также могут проявляться симптомы из перечисленных ниже. При возникновении любых сомнений лучше безотлагательно проконсультироваться с неврологом или психиатром.
- Малыш не поддерживает или избегает зрительного контакта.
- К 9 месяцам не реагирует на своё имя.
- Не проявляет эмоций радости, грусти, гнева, удивления.
- В 1 год не поддерживает простые интерактивные игры, такие, как «Ладушки».
- Использует мало жестов, не повторяет движения окружающих, например, не машет на прощание./p>
- К 15 месяцам не разделяет интересы со взрослыми и сверстниками, не демонстрирует предметы и игрушки, которые нравятся.
- К 18 месяцам не указывает в направлении вещи или события, которое привлекло внимание.
- В 2 года не понимает, когда другим физически больно или они расстроены.
- К 3 годам не замечает других детей и не присоединяется к ним в играх.
Симптомы РАС у детей 3 лет
- Ребёнок избегает прикосновений, по-прежнему не выдерживает зрительного контакта и не отзывается на своё имя.
- Играет в одиночестве, не проявляет заинтересованность в дружбе.
- Избирателен в еде, на смену привычных блюд реагирует отрицательно.
- Подолгу смотрит на зацикленные картинки.
- Использует мало жестов, не повторяет движения окружающих, например, не машет на прощание.
- Выполняет стереотипные движения – ходит по кругу, раскачивается из стороны в сторону, бьёт рукой по предмету на протяжении длительного времени.
- Не понимает собственные и чужие эмоции, игнорирует боль и недомогание окружающих.
- Имеет задержку речевого развития, автоматически повторяет слова и фразы других людей.
- Сюжеты игр – однотипные, малыш не стремится к развитию или изменениям.
Симптомы РАС у детей 4 лет
- Ребёнок бессмысленно воспроизводит чужую речь, говорит несвязно, не строит предложений.
- Не отвечает на вопросы или отвечает не по смыслу.
- Не рассказывает реальных или выдуманных историй, не подкрепляет речь жестами.
- Выполняет немотивированные странные движения, гримасничает.
- Заводит собственные ритуалы, которые заключены в некой последовательности действий, понятных только ребёнку.
- Во время игр не притворяется кем-то другим, например, супергероем, животным.
- Выстраивает игрушки и предметы в ряд по определённой схеме.
- Плохо и сверхэмоционально реагирует на бытовые перемены, проявляет агрессию.
- Не понимает течения времени, не может считать.
- Крайне чувствителен к текстурам, вкусам, запахам.
Симптомы РАС у детей 5 лет
- Ребёнок всё еще не поддерживает прямой зрительный контакт, смотрит искоса. Избегает любых прикосновений.
- Говорит о себе в третьем лице. Речь изобилует повторами, цитатами, вычурностью выражений.
- Проявляет безразличие к окружающим. Не танцует, не поёт, не демонстрирует свои таланты, чтобы получить похвалу.
- Не делится пережитыми событиями и эмоциями.
- Склонен к постоянству в быту и питании.
- Стереотипно играет, крутится на месте, прыгает, бегает по кругу, трясёт перед лицом руками или предметами.
- С трудом приучается к горшку.
- Избегает мест с большим скоплением людей.
Симптомы РАС у детей 6 лет и старше
- Ребёнку сложно выстраивать правильную коммуникацию и дружеские отношения с другими детьми.
- У него специфические интересы и однообразные игры.
- Нет чувства юмора. Речь – витиеватая, голос – монотонный.
- Мелкая и крупная моторика развиты плохо.
- Реакция на звуки, вкусы, текстуры, запахи, материалы специфична – недостаточна или чрезмерна.
- У ребёнка повышенная тревожность, множественные страхи, склонность к депрессии. Он отстранён и погружён в себя.
- Регулярно выполняет повторяющиеся движения руками, раскачивается при нервном напряжении.
- Не слушается старших и не осознаёт последствий собственного поведения.
Общие признаки РАС
Вне зависимости от возраста, у детей с РАС наблюдаются:
- Задержки в речевом развитии, обучении двигательным навыкам и когнитивным способностям
- Импульсивность и невнимательность
- Нетипичное для ситуации настроение или эмоциональные реакции
- Чрезмерное беспокойство, стресс
- Судорожные расстройства
- Необычные привычки в питании, например, когда ребёнок считает едой то, что едой не является, или ест только продукты определённого цвета, формы и текстуры
- Нарушения сна
- Проблемы с желудочно-кишечным трактом
Нужно ли родителям бояться диагноза?
РАС не стоит бояться. Наоборот, если у ребёнка есть заболевание, ранняя постановка диагноза только поможет правильному пониманию ситуации и выстраиванию корректного плана лечения.
Дети с РАС нуждаются в особой заботе и подходе. Чем раньше ребёнку будет оказана соответствующая психологическая и врачебная помощь, тем быстрее он:
- Преодолеет трудности при взаимодействии с окружающими
- Избежит или снизит проявление депрессивных состояний
- Минимизирует негативные последствия социальной дезадаптации
В клинике доктора Шишонина проводится комплексная коррекция родовой травмы шейного отдела позвоночника – одной из причин, которая приводит к нарушению нормального кровоснабжения головного мозга и появлению симптомов, характерных для РАС. В результате удаётся:
- Снять мышечные спазмы и убрать компрессию позвоночных артерий
- Нормализовать питание головного мозга
- Восстановить когнитивные функции ребёнка
- Предупредить снижение качества жизни и обучения
В зависимости от возраста дошкольника, работа с психологом включает в себя:
- Осведомление родителей о том, как выстраивать коммуникацию с малышом и поощрять его взаимодействие с окружающим миром
- Обучение ребёнка социальным навыкам
- Коррекцию эмоциональных и поведенческих проблем