Как музыка помогает лечить детей с расстройствами аутического спектра?
Музыка – это эффективный метод оказания психотерапевтической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. В зависимости от вовлечённости и персональных сенсорных особенностей ребёнка, включает в себя прослушивание и сочинение аудиокомпозиций, пение, танцы.
Поскольку музыка является древнейшей универсальной формой общения, не требующей от людей знания языка и полного овладения вербальным интеллектом, она оказывается крайне полезна и проста для освоения детьми с РАС, которым сложно взаимодействовать с окружающими. Как язык искусства, музыка выходит далеко за рамки общепринятых слов, и позволяет проживать эмоции и внутренние образы, справляться со стрессом, страхами, раздражительностью, тревогой. Адаптируя музыкальные композиции и песни под потребности и вкус ребёнка, можно стабилизировать его нервную регуляцию, помочь расслабиться, сформировать новые нейронные связи в мозге, улучшить коммуникативные навыки, память и речь.
Влияние музыки на детей с РАС
Расстройство аутистического спектра – это врождённое психоневрологическое нарушение, при котором изменения затрагивают сразу несколько областей головного мозга. Уровень когнитивных функций при данном виде атипичного развития варьируется от ограниченных возможностей до сверхинтеллекта. Дети с РАС также могут страдать дислексией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, расстройством сенсорной обработки, задержкой и нарушениями речи, из-за чего нередко испытывают проблемы с обучением и выстраиванием длительных, доверительных отношений с другими людьми.
Многие дети с РАС проявляют тревогу и гнев, вызванные страхом перед внешним миром и невозможностью самостоятельно справиться с факторами окружающей среды. Часто имеют сопутствующие психические расстройства, не испытывают потребности в налаживании взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, включая членов семьи. Практикуют невербальное общение при помощи мимики, стереотипных, зацикленных жестов, навязчивого поведения, истерик, причинения вреда себе и тем, кто находится рядом.
По этим причинам детям с РАС особенно нужна терапия, направленная на обучение когнитивным навыкам, сенсорной интеграции и стратегиям расслабления. И одним из мощных средств является музыка. Как показывает многолетняя практика, дети с РАС могут демонстрировать равные или превосходящие способности в сочинении и исполнении аудиокомпозиций, если сравнивать их с нейротипичными сверстниками. Они преуспевают в игре на музыкальных инструментах, пении, танцах и выступлениях на сцене. И даже если дети с РАС не проявляют очевидных положительных результатов на артистическом поприще, музыка является эффективным психологическим приёмом, способствующим развитию психики.
Что дают мелодии и песни детям с РАС?
Многочисленные исследования утверждают, что прослушивание правильно подобранной музыкальной композиции помогает:
- снизить артериальное давление;
- замедлить сердцебиение;
- расслабиться, снизить гиперактивность, нормализовать самочувствие;
- повысить концентрацию внимания;
- улучшить способность восприятия, обработки и запоминания информации;
- стимулировать развитие речи, словарного запаса, моторики;
- разрешить внутренние конфликты, сбросить эмоциональное напряжение, снизить тревожность;
- повысить качество жизни и отношений с близким окружением.
Используя песни с определёнными звуками, терапевты способствуют освоению и оттачиванию языковых навыков, которые включают:
- активное говорение – по собственной инициативе;
- реактивное говорение – в ответ на чью-то речь;
- репродуктивное говорение – сложную форму последовательного и развёрнутого монолога;
- аудирование – умение распознавать чужую речь, слушать, осознавая смысл того, что говорит оппонент;
- чтение с пониманием основной мысли;
- овладение письмом.
Пение и художественная декламация способствуют развитию эмоционального фона. Речь ребёнка становится менее монотонной и однообразной. Благодаря музыке, дети с РАС отрабатывают перцептивные навыки, учатся лучше понимать и распознавать эмоции людей.
Интересно, что многие дошкольники и школьники с расстройствами аутистического спектра распознают гнев и агрессию в мелодии намного быстрее и легче, чем по выражению лица и голосам окружающих. Более того, часто они не понимают, что сами испытывают боль, страх, обиду, недовольство, ярость, ненависть. Однако, овладев мелодией, могут её потом аудиально воспроизвести или через название указать другому человеку, что испытывают.
Музыкальная терапия для детей с РАС
Среди основных методов выделяют:
- Активное и пассивное прослушивание музыки. Первое включает абсолютную концентрацию на мелодии или песне с анализом звуков, слов, испытываемых эмоций. Второе – фоновое проигрывание материала, оказывающее определённое воздействие на уровне подсознания.
- Интерактивную музыкальную терапию. Создание и исполнение собственных аудиокомпозиций, игра на музыкальных инструментах, пение. Способствует раскрепощению, установлению доверительных, прочных связей между участниками процесса.
- Импровизационную музыкальную терапию. Спонтанная комбинация звуков, слов, со стабильным или изменяющимся ритмом, движениями тела и танцами, воспроизводимыми без предварительной подготовки. Имеет начало и конец. Проводится с целью самовыражения, развития способности думать нелинейно, решать проблемы в моменте и оставаться независимым.
Благодаря музыкальной терапии, ребёнок с РАС осваивает:
- чувство ритма – напрямую влияет на ощущение баланса, координацию движений, дыхание, интонацию, выразительность и чёткость речи, чтение, письмо;
- навык подражания – необходим для понимания социальных норм и правил поведения, повторения действий, эмоций, реакций других людей, установления логических взаимосвязей между поступками и их последствиями;
- рефлексию – осмысление собственных чувств, пережитого опыта, позволяет не допускать уже совершённых ошибок, успешно интегрироваться в общество;
- последовательность аккордов, основанную на выстраивании гармонии – улучшает восприятие, упорядочивание, запоминание и воспроизведение информации, помогает вычленять явные и неочевидные закономерности.
В клинике доктора Шишонина на занятиях лечебной физкультурой специалисты используют музыку, чтобы отвлечь и простимулировать сенсорные навыки ребёнка, однако, делают это аккуратно, так как повышенная чувствительность некоторых детей с расстройствами аутистического спектра может дать обратный эффект.