Что делать, если дети с РАС отказываются есть?
Питание – одна из наиболее распространённых проблем, с которой сталкиваются родители детей с расстройствами аутистического спектра. Рацион таких малышей и подростков весьма однообразен и скуден. Страх перед новыми продуктами становится причиной прямого и категоричного отказа от тех или иных блюд. Как итог: дети не дополучают большое количество макро- и микроэлементов, витаминов, что сказывается на их иммунитете, росте, развитии и общем состоянии здоровья.
Как понять, что у моего ребёнка с РАС проблемы с питанием?
Если вы полагаете, что ваш сын или дочь придирчивы в еде, подсчитайте, сколько продуктов и блюд разных цветов, вкусов, температур, консистенций он или она спокойно потребляет? Если их более 30 – всё в порядке.
Не стоит расстраиваться и в том случае, когда ребёнок временно отказался от определённой пищи. После перерыва в несколько дней или недель, скорее всего, он вернётся к привычному питанию, и будет снова есть «одобренную» еду без какого-либо стресса.
Волноваться нужно тем родителям, чьи дети с РАС готовы принимать менее 20 продуктов и блюд. В таком случае, требуется обязательное обращение к профильным специалистам для коррекции рациона питания и работы с восприятием ребёнка. Иначе, можно столкнуться с рядом сложных и опасных медицинских проблем, вызванных острой нехваткой углеводов, белков, жиров, витаминов, минералов, нарушением водно-солевого баланса в организме.
Как улучшить питание и поведение ребёнка с РАС во время приёма пищи?
Первым делом, проанализируйте, что ест ребёнок, от чего он категорически отказывается, и что следует добавить в его рацион питания. Далее прибегните к нашим рекомендациям, чтобы пошагово разнообразить меню, добавляя к любимым продуктам и блюдам те, что малыш или подросток никогда ранее не ел. И даже, если это будет совсем крошечный кусочек – обязательно хвалите и закрепляйте позитивный опыт. Не требуйте большего. Не давите и не форсируйте время. Будьте терпеливы. Это очень важно при работе с детьми с РАС.
Исключите физические нарушения и дискомфорт
У многих детей с РАС есть сопутствующие заболевания, которые делают приём пищи пугающим, неприятным, болезненным. К ним могут относиться:
- патологии ЛОР-органов и затруднённое прохождение воздуха по дыхательным путям, из-за чего ребёнок может попросту бояться глотать;
- инфекции зубов – кариес, пульпит, периодонтит;
- воспалительные заболевания дёсен – гингивит, пародонтит;
- дисфункция ВНЧС, сопровождающаяся болью и щелчками при открывании и закрывании рта, откусывании и пережёвывании пищи;
- аномалии прикуса, как предпосылка к дискомфортному смыканию челюстей и окклюзионной травме;
- дисфагия, или нарушение глотания;
- гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь с изжогой, отрыжкой;
- заболевания желудочно-кишечного тракта, проблемы со стулом.
Прежде, чем пытаться накормить ребёнка, исключите вероятность любых перечисленных патологий.
Создайте благоприятную атмосферу для приёма пищи
Дети с РАС испытывают сильное беспокойство, связанное с едой. Оно может быть спровоцировано индивидуальной непереносимостью определённых цветов, текстур, запахов, консистенций, температур, форм, или страхом перед всем незнакомым и непривычным.
Члены семьи, в свою очередь, способны непреднамеренно усугубить ситуацию, пытаясь заставить ребёнка съесть то, что он не хочет, создавая тем самым негативный образ, связанный с приёмом пищи как таковым. Повышенный эмоциональный фон, стресс, беспокойство мощнейшим образом блокируют чувство голода, переводя организм малыша или подростка в состояние «сражайся или беги».
Чтобы разрушить эту модель поведения, потратьте 5-7 минут перед приёмом пищи на совместную практику глубокого дыхания: медленно вдохните носом на 4 счёта, затем так же медленно выдохните, но уже на 8 счётов. Это поможет ребёнку расслабиться, успокоиться.
Если дыхание по любым причинам не успокаивает, и даже раздражает, найдите альтернативный метод улучшить настроение малыша или подростка: пускайте мыльные пузыри, включите приятную музыку, насладитесь калейдоскопом мягких цветов. Как один из способов: прибегните к поглаживаниям. Если ребёнок хорошо относится к прикосновениям, вы можете подержать его ладони в своих, чтобы дать чувство защищенности, или погладить по голове, спине, поспособствовав нервной регуляции.
Ешьте вместе, желательно, всей семьёй
Невозможно переоценить, насколько важно для ребёнка с РАС обучаться на примере окружающей действительности. Если малыш или подросток видит, что его родители, братья и сёстры садятся за стол в одно и то же время, это становится очевидным сигналом для зеркальных нейронов: так следует делать, так правильно, нужно повторять.
Для детей с РАС особенно важны строгие правила и ориентиры в социально значимых вопросах. Например, кровать должна быть местом для сна, не игр. Обеденный стол – для приёма пищи.
Совместные завтраки, обеды, ужины помогут ребёнку обучиться посредством подражания. Малыш или подросток с большей вероятностью отправит в рот еду, если будет видеть, как это делаете вы.
Важным является также отказ от потребления пищи перед экраном телевизора, компьютера, планшета, телефона, на коленях у родителей, в руках с игрушками. Во-первых, эти стимулы раздражают и отвлекают внимание ребёнка от еды. Во-вторых, дают понять, что есть – это не ключевое. Намного интереснее и полезнее заняться другими вещами, чем подкрепить свой организм полезной и вкусной едой.
Рекомендация в данном случае следующая: пригласите ребёнка с собой за стол, чтобы он посидел за ним хотя бы 1 минуту. Похвалите его и поощрите за правильно выполненную просьбу. Начните делать так регулярно, постепенно увеличивая время до 20 минут.
Не пытайтесь накормить ребёнка на этом этапе. Дайте ему привыкнуть к нахождению с вами за одним столом. Покажите, что это безопасно и не несёт никакого стресса.
Когда достигните успеха – поставьте еду на стол в пределах досягаемости малыша или подростка. Не кормите насильно, не навязывайте приём пищи. Начните есть сами. Продемонстрируйте, что ребёнок волен делать то, что пожелает. Пусть его пребывание рядом с вами станет комфортным и расслабленным.
Если есть такая возможность, каждый раз используйте один и тот же стол. Рассаживайте членов семьи на строго определённые места, чтобы ещё больше облегчить сыну или дочери ответы на вопросы, куда следует садиться, как себя вести и чего ожидать.
Установите точное время приёма пищи
Питайтесь по расписанию небольшими порциями примерно каждые 2,5-3 часа. В перерывах между исключайте любые перекусы, снеки, сладости, напитки, включая соки, молоко, чай.
Идея в том, чтобы приучить организм и психику вашего сына или дочери к чётко обозначенному времени, в которое следует потреблять еду.
Следите за положением тела ребёнка во время еды
Если малышу или подростку неудобно за столом, ноги не упираются в пол или подставку, он постоянно ёрзает, сутулится, плохо ощущает границы своего тела в пространстве, это может значительно затруднять приём пищи. Вместо того, чтобы фокусироваться на еде, ребёнок будет переживать о том, как себя вести, куда складывать руки, ставить ноги.
Позаботьтесь о том, чтобы ваш сын или дочь сидели на подходящем стуле. Приобретите небольшую скамейку или табурет для ног. Если ребёнок владеет речью в достаточной степени, задайте прямой вопрос, как помочь ему чувствовать себя более комфортно за столом.
Разнообразьте меню
Предположим, неизменным фаворитом вашего сына или дочери являются обычные белые макароны без соуса. Попробуйте предложить те же белые макароны, но немного другой формы. Когда ребёнок привыкнет, предоставьте выбор в виде макарон другого цвета. Аккуратно добавляйте по одному изменению: сначала минимум масла, почти незаметно, затем – белый соус, и так далее.
Суть в том, чтобы пошагово, без лишнего стресса сделать рацион питания более разнообразным, изначально предлагая уже знакомую на вид и вкус еду, повышая при этом толерантность к небольшим, систематичным изменениям. В противном случае, за один раз заменить обычные белые макароны на спагетти будет практически невозможно, просто потому что выглядят они по-разному, следовательно, могут представлять угрозу.
Постепенно знакомьте ребёнка с новыми продуктами и блюдами
Некоторые дети с РАС действительно боятся определённой пищи, которую ставят перед ними. Как правило, это связано с внешним видом еды – конкретным цветом, формой, слишком влажной, тягучей или твёрдой консистенцией. Помочь в данном случае может когнитивно-поведенческая терапия, которую, в том числе, применяют при фобиях у детей и взрослых без нервно-психических расстройств. Благодаря работе со специалистом, малыш или подросток научится контролировать свои страхи, в конечном итоге, частично или полностью избавится от них.
Как правило, терапия включает поэтапное налаживание взаимодействия с конкретным продуктом. Например, врач может рекомендовать сначала издалека смотреть на еду, которая вызывает беспокойство, тем самым, признав, что она существует, и не причиняет реального вреда или ущерба. После – приблизиться к ней. Затем аккуратно потрогать безопасным предметом – вилкой или ложкой. Спустя время – пакетом или салфеткой. Дальше – пальцами. Когда и эта стадия будет успешно освоена – попробовать на вкус.
Поощряйте ребёнка исследовать гастрономический мир путём игры с едой
Дети учатся в игровой форме. Используйте это. Дайте ребёнку возможность играть с продуктами в контролируемой обстановке. Это значит: вы можете создавать большие истории или целые фантазийные миры с теми или иными продуктами, рассказывать о них интересные, познавательные факты, изменять их посредством формочек для выпечки.
Время от времени играйте и познавайте еду вместе с ребёнком. Не заставляйте её есть. Направьте внимание на то, чтобы просто сделать продукты питания безопасными и знакомыми.
Сосредоточьтесь на сути, не на поведении
Многие малыши и подростки с РАС стараются избегать семейных застолий. Они плюются, плачут, скулят, стучат кулаками и ногами по столу, выражают агрессию.
Насколько возможно, игнорируйте социально неприемлемое поведение ребёнка за столом. Постепенно он поймет, что его крики и истерики неэффективны, и перестанет применять этот способ коммуникации.
Дополнительно, чтобы переключить внимание в моменте, задайте ряд неожиданных вопросов. Например: «Это влажная еда или сухая? Запах у блюда сильный или слабый? Чем этот хлеб отличается от того, что мы брали вчера? Какой звук издаёт еда, когда ты её пережёвываешь? Какие ещё продукты такого же цвета ты знаешь?»
Если у вас не получается наладить рацион питания своего сына или дочери, запишитесь на консультацию специалистов клиники доктора Шишонина. Наши врачи имеют большой опыт работы с детьми с РАС, и помогут вам скорректировать поведение и реакции вашего ребёнка.