Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра
Поведение детей с расстройствами аутистического спектра может быть непредсказуемым и нежелательным. Оно объясняется проблемами, как:
- сложностями в коммуникации с окружающими;
- повышенной чувствительностью, тревожностью;
- склонностью к постоянству и однообразию, повторяющимся действиям, «ритуалам».
Отсутствие, а также позднее и неполное формирование речевых навыков приводят к тому, что ребенок вынужден выражать свои желания и потребности невербально. Способы поговорить со взрослыми могут выражаться в агрессии или самоагрессии, истериках, крике, убегании от взрослых. Кроме того, нарушение сенсорного восприятия часто вызывает у детей потребность в стимуляции нервной системы. Стимы могут быть разные:
- двигательные: бег из стороны в сторону или по кругу, вращения, пряжки, тряска руками, раскачивание;
- звуковые: крик, писк, вокализация;
- тактильные: щипки, укусы, самоповреждение, желание раздеваться или ложиться на пол.
Невольно провоцировать и закреплять нежелательное поведение у ребенка с РАС могут и близкие люди, которые позволяют ребенку таким образом добиваться нужного результата. Преодолеть нежелательное поведение у детей можно с помощью анализа причин и последствий.
Когда нежелательное поведение - не проблема
Прежде всего определите, является ли поведение действительно нежелательным. Некоторые виды стереотипного поведения пусть и не привычны для окружающих, но безобидны. Они помогают ребенку снять напряжение. Лишая ребенка возможности успокоиться, близкие могут усилить напряжение и спровоцировать более тяжелые проявления нервной перегрузки: истерику, агрессию.
По мере взросления, освоения и совершенствования навыков коммуникации тревожность ребенка снижается, и многие стимы, например, тряски рук, прыжков, кручения волос или раскачивания могут уйти сами собой.
Как снизить провоцирующие факторы?
Следует выяснить, что предшествует эпизоду нежелательного поведения. Возможно, для ребенка это способ помочь себе или общаться с окружающими. Спровоцировать нежелательное поведение могут громкие звуки, резкие запахи, большие скопления людей, слишком сложные задания, излишнее внимание (например, попытки других детей взять за руку или обнять). Чтобы избавиться от дискомфорта, ребенок может убегать, драться, кричать или закрывать уши. В этих случаях есть несколько вариантов решения проблемы:
- научить ребенка объяснять причину дискомфорта (использование жестов, карточек, отработка конкретных фраз, если ребенок может говорить),
- использовать приспособления для снижения неприятного стимула (беруши и наушники, утяжеленные жилеты и т. д.)
Кроме того, взрослые должны снижать степень тревожности ребенка. Прежде всего, обеспечить дома психологический комфорт: исключить ругань и споры в присутствии ребенка, малейший намек на физические наказания. Следует создать и поддерживать постоянный режим дня, а обо всех изменениях стараться предупредить ребенка заранее. Для этого можно использовать календарь, таблицы, видео, карточки. Подготовка поможет ребенку сформировать ожидания и не впасть в истерику в поездке, на празднике или в поликлинике.
Не закрепляйте нежелательное поведение
Коррекция проблемного поведения ребенка с РАС включает в себя анализ его последствий. Нужно обратить внимание на то, чего хотел добиться ребенок, и что в результате его действий получалось в каждом случае.
Возможно, своей истерикой ребенок хотел получить внимание говорившей по телефону мамы, пытался уйти из детского сада домой, получить еду, игрушку и так далее. Если такое поведение помогало ему добиться желаемого, то взрослые невольно подкрепили у ребенка своими действиями нежелательный способ коммуникации.
Чтобы исправить ситуацию, придется лишить нежелательное поведение подкрепления и научить ребенка другими способам достижения результата. Важно в процессе обучения поощрять ребенка за правильное поведение.
В поощрении ребенка с РАС иногда тоже есть свои сложности. Необходимо подобрать тот вид поощрения, который больше всего соответствует их интересам. Самые элементарные поощрения — это похвала, возможность попрыгать на батуте, крутить колеса машинок, запускать руки в крупу, просмотр мультфильма. Постепенно близким ребенка или педагогам следует переходить к поощрению после нескольких эпизодов желательного поведения вместо того, чтобы хвалить ребенка каждый раз, когда он ведет себя правильно.
Препараты не помогут
Некоторые специалисты считают, что детям в аутизмом необходимо медикаментозное лечение. Однако сам по себе диагноз не является прямым показанием к приему лекарств. Решение о приеме медикаментов принимает лечащий врач вместе с родителями и строго по необходимости.
Чересчур тревожным и активным детям успокоительные препараты помогают приспособиться к обучению и коммуникации. Малышам с низким тонусом, отрешенным и безразличным к стимулам могут назначить препараты для улучшения мозгового кровообращения, чтобы подстегнуть их активность. Любой медикамент имеет побочное действие и влияет на печень, почки и организм в целом. Поэтому в «Клинике доктора Шишонина» мы не прибегаем к медикаментозному лечению детей с расстройствами аутического спектра.
Подход клиники строится на том, что поставленный диагноз может являться следствием скрытой родовой травмы шеи и нарушенного притока крови к головному мозгу. Мы назначаем УЗИ сосудов шеи, смотрим на мышечный тонус и положение шейных позвонков. По результатам обследования назначается индивидуальная программа физических упражнений и мануальная коррекция с воздействием на нервные центры.
Лечебная физкультура с инструктором способны восстановить кровообращение и стимулировать работу мозга без негативных побочных реакций, кроме того, ребенок общается с персоналом, учится взаимодействовать, выполнять инструкции и проявлять волевые качества. Занятия вносят разнообразие в ритм жизни ребенка с РАС и развивают его не только морально, но и физически. В результате лечения в клинике можно преодолеть последствия родовых травм, зачастую провоцирующих симптоматику аутизма у детей, улучшить их физическое состояние, избавить от головных болей, проблем со сном, улучшить обучаемость.