Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутического спектра
Поведение детей с аутистическим расстройством бывает непредсказуемым, вызывающим, социально неодобряемым. Оно выражается в виде неподчинения, криков, истерик, агрессии, членовредительства, повторяющихся, стереотипных движений.
Согласно исследованию доктора Энтони Лаверти в 2020 году, около 59% детей с РАС в тот или иной момент жизни совершают деструктивные поступки. 44% демонстрируют с различной периодичностью аутоагрессию, и в принципе склонны к самоповреждениям. По мере взросления аутоагрессия может трансформироваться в желание и стремление вредить окружающим – влиять на их качество жизни, целостность личных вещей и собственности. Распространяется оно, в том числе, на родителей и людей, осуществляющих уход за ребёнком.
Понимание причин нежелательного поведения, и борьба с ним
Первопричину большинства сложных форм поведения можно отнести к одной из двух категорий:
- имеющих биологическую или социальную основу;
- изначально имеющих биологические причины, которые позже подкрепляются социальными.
Биологические факторы включают:
- психологические нарушения – иррациональные страхи, тревожное, обсессивно-компульсивное, паническое расстройства;
- сопутствующие заболевания, например, патологии желудочно-кишечного тракта;
- проблемы с сенсорной обработкой информации, поступающей из окружающей среды.
Социальные причины обычно связаны с желанием привлечь к себе внимание – положительное или отрицательное, это для ребёнка с РАС не важно. Также могут быть продиктованы стремлением:
- избежать столкновения с некими людьми или ситуациями;
- получить определённый объект;
- оказаться в желанных обстоятельствах.
Некоторые поступки совершаются, допустим, из-за появившейся физической боли или дискомфорта, и продолжаются, потому что ребёнок привлекает к себе внимание даже после того, как неприятные ощущения прошли.
У вызывающего, нежелательного поведения всегда есть причины. Но рассматривать это поведение нужно как форму общения и попытку наладить коммуникацию. Из-за трудностей с речью, детям с РАС тяжело выражать свои мысли и эмоции. Обучиться правильному взаимодействию с окружающими они могут через моделирование ситуаций, создание позитивных ассоциаций и копирование поведения близких. Иными словами, при комплексной, всесторонней поддержке членов семьи ребёнок с РАС замещает нежелательные поступки и проявления на социально одобряемые, и осваивает навык управления негативными эмоциями.
Почему нежелательное поведение самостоятельно не прекращается?
Некоторые формы вызывающего, демонстративного поведения сохраняются по мере взросления детей с РАС из-за непреднамеренного подкрепления со стороны окружающих. Например, если ребёнок кусает себя или бьётся головой о любую поверхность, чтобы добиться внимания, материального объекта или участия в некой деятельности, он вовлекает в этот процесс окружающих и получает подкрепление своей аутоагрессии. Единожды сработавшая манипуляция начинает повторяться снова и снова. Аналогичным образом складывается ситуация, когда истерика приводит к освобождению от чистки зубов, выполнения домашней работы, прекращения деятельности других людей, даже если она напрямую не касается ребёнка.
Несмотря на то, что в моменте малыш или подросток прекращает свои действия, он также получает подтверждение, что его окружение реагирует на такой способ коммуникации. Без углублённого понимания первопричины, для чего ребёнок с РАС делает то, что делает, и чего пытается достичь, справиться с таким поведением – очень сложно.
Контекст поступков и последствия
Нежелательное поведение детей с РАС не возникает из ниоткуда. Оно напрямую зависит от окружающей обстановки и контекста ситуации. Чтобы разработать правильную тактику реагирования, следует детально разобрать каждый случай по следующим пунктам:
- Определяющие события. Любые аспекты, которые с большей или меньшей вероятностью провоцируют вызывающее поведение здесь и сейчас, например, страхи, усталость, физический дискомфорт.
- Предшествующие события. Допустим, время сна, ужина, поход в школу, по магазинам.
- Само поведение ребёнка, или что он делает? Начинает кричать, причиняет вред окружающим, рушит и ломает предметы, занимается членовредительством.
- Что хочет этим получить, или каковы последствия? Привлекает внимание, требует прекратить некую деятельность.
Рассматривая сложное поведение ребёнка в этой системе, семьи самостоятельно или с помощью психолога находят оптимальные варианты вмешательства на всех четырёх уровнях. Если и вам требуется участие специалиста, запишитесь на приём по телефону: +7 (499) 116-51-92.
Как снизить провоцирующие факторы самостоятельно?
После того, как вы выяснили, что предшествует эпизоду нежелательного поведения вашего сына или дочери с РАС, приступайте к регулярному совершению следующих действий:
- Научите ребёнка объяснять причину беспокойства или физического дискомфорта. Вы можете подготовить для этого особые жесты, карточки с понятными, простыми словами или картинками. Или отработайте несколько конкретных, чётких фраз, если малыш или подросток владеет навыками речи в достаточной степени.
- Используйте приспособления для снижения или устранения неприятных стимулов извне – беруши, наушники, шторы, солнцезащитные очки, предметы комфортных для восприятия цветов.
Крайне важно уделить особое внимание снижению уровня тревожности ребёнка. Это значит, дома, в присутствии вашего сына или дочери с РАС, должны быть исключены ссоры, споры, разговоры на повышенных тонах, и тем более – физические наказания. Для поддержания психологического комфорта ребёнка следует тщательно придерживаться постоянного режима дня и ночи, питания. Обо всех изменениях стараться предупреждать заранее, чтобы исключить всплеск страха, паники, беспокойства. Для упрощения восприятия и невербального напоминания малышу или подростку о предстоящих событиях заведите настенный календарь, таблицы. Для более лаконичной подачи информации используйте карточки восприятия, или продемонстрируйте короткое видео. Такая подготовка позволит сформировать правильные ожидания и исключить крики, слёзы, истерики при попадании в новое место.
Дополнительно, для подкрепления социально одобряемого поведения вознаграждайте ребёнка каждый раз, когда он ведёт себя хорошо. Форму поощрения следует подбирать индивидуально. Это могут быть: словесная похвала, тактильная ласка, совместная или одиночная игра, просмотр мультфильма, поход в парк развлечений. Постепенно, по мере освоения желательных форм реагирования со стороны ребёнка, можно переходить к более редкому поощрению.
Комплексная помощь специалистов
В клинике доктора Шишонина врачи отказываются от медикаментозного лечения детей с РАС. Методика вмешательства основывается на том, что нарушение нейропсихического развития является следствием родовой травмы шеи и снижения притока крови к головному мозгу. По этой причине опытные корректологи выполняют мануальную коррекцию шейного отдела позвоночника. Аттестованные инструкторы проводят лечебную физкультуру. Индивидуально разработанная программа физических упражнений способствует восстановлению кровообращения и стимулирует работу мозга без негативных побочных реакций, которые возможны при приёме лекарственных средств. В ходе занятий ребёнок осваивает навыки взаимодействия и общения с людьми, учится следовать инструкциям, избавляется от лишнего стресса, развивается морально и физически.
Если у малыша или подростка имеются проблемы с желудочно-кишечным трактом, недостаточным или избыточным весом, диетолог-эндокринолог составит правильный рацион питания. Психолог, работающий в клинике, проведёт углублённый разбор нежелательного, вызывающего поведения ребёнка, и даст эффективные инструменты для борьбы с ним.
В результате комплексной помощи специалистов минимизируются последствия родовой травмы. У ребёнка улучшается физическое состояние, обучаемость и успеваемость. Он избавляется от головных болей, проблем со сном.
Чтобы получить больше информации о нашей программе, позвоните по телефону: +7 (499) 116-51-92.