Как лечить и жить с диагнозом РАС у ребёнка?
Критерии оценки расстройств аутистического спектра были расширены и представлены в 2013 году в пятом издании «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств». Именно тогда появился обобщающий термин, который включает в себя несколько неврологических нарушений с различной тяжестью проявлений. В их числе:
- Детский и атипичный аутизм
- Синдромы Аспергера, Каннера, Ретта, Геллера
- Спектр детских дезинтегративных расстройств
- Общие и неуточнённые расстройства развития
- Умственная отсталость, сочетающаяся с гиперактивностью
Все расстройства аутистического спектра характеризуются:
- Низким качеством социального взаимодействия, отсутствием интереса к окружающим людям и обмену взаимными эмоциями
- Стереотипными движениями и речью
- Неординарными реакциями на раздражители
- Интеллектуальными нарушениями разной степени тяжести
Что провоцирует РАС?
Согласно недавним исследованиям извилистости коры головного мозга у детей с расстройством аутистического спектра под руководством Дживандипа С. Кохли, выяснилось, что нейронные связи у людей с диагнозом РАС формируются не одинаково. Учёные предположили, что именно этот фактор может объяснить, почему у больных такой широкий перечень проявлений, в том числе:
- Эмоциональная подавленность
- Стремление к изоляции и одиночеству
- Трудности в развитии социальных навыков, необходимых для нормальной коммуникации с обществом
Кроме того, РАС статистически поражает больше мальчиков, чем девочек, что частично объясняется различиями в толщине коры головного мозга. Беря во внимание этот факт, учёные предположили, что именно структура коры больших полушарий играет значительную роль в том, что РАС становится сложным неврологическим расстройством с множеством симптомов.
Как известно, кора головного мозга отвечает за:
- Реакции, включая речь и коммуникативные навыки
- Мышление и логику
- Умение выстраивать причинно-следственные связи, отделять общее от частного
Извилины и борозды, благодаря которым сохраняется и осуществляется нервная регуляция, можно измерить посредством МРТ и индекса извилистости. Что и сделали две группы учёных из государственного университета Сан-Диего и Калифорнийского университета в Дэвисе.
В первом исследовании приняли участие 128 человек в возрасте 7-19 лет. У половины испытуемых имелся диагноз РАС, предварительно уточнённый при помощи серии тестов. По результатам обследования, учёные обнаружили следующие изменения в сравнении с детьми без неврологических нарушений:
- Гораздо большее количество извилин и борозд в левой теменной, левой височной, правой лобной и правой височной областях
- Утолщение коры головного мозга в боковой борозде
Во втором исследовании приняли участие 105 мальчиков 3-5 лет с диагнозом РАС. Их мозг сравнивался с мозгом 49 условно здоровых мальчиков из контрольной группы на протяжении нескольких лет. Это дало команде учёных лучшее представление о динамике развития коры головного мозга у всех участников эксперимента.
Результаты исследования показали, что у маленьких детей с РАС:
- Удивительно гладкая веретенообразная извилина, отвечающая за распознавание лиц
- У 17 малышей в возрасте 3 лет индекс извилистости в нескольких областях головного мозга был увеличен сильнее, чем у всех остальных
- У всех детей к 5 годам усилилась извилистость в отдельных областях головного мозга, в отличие от тех, у кого не было РАС
Профессор психиатрии Кристин Нордал, ведущая исследование, считает, что эти факты могут влиять на физическое различие того или иного заболевания РАС. «Мы всё больше убеждаемся, что люди с расстройством аутистического спектра представляют отдельную подгруппу как с точки зрения размера мозга, так и с точки зрения различий в структуре коры больших полушарий», – полагает доктор философии в области неврологии в университете Миссури Рэйчел Замзов.
Какие ещё причины приводят к развитию РАС?
Очевидно, что расстройства аутистического спектра у детей – чрезвычайно сложное состояние, на развитие которого влияют:
Генетические факторы
В исследовании, посвящённому наследуемости РАС, Свен Сандин и Ральф Куджа-Халкола доказали, что 83% расстройств аутистического спектра передаются по наследству. Результаты показали следующее:
- Вероятность РАС у монозиготных близнецов равна 98%
- У дизиготных – 53%
- Наследуемость генетических мутаций встречается в 64% и 91% случаев у девочек и мальчиков соответственно
- Большее количество копий генов существенно увеличивает риск развития РАС – чем выше число копий, тем ниже социальные и коммуникативные навыки человека
Так как первичные признаки проявления заболеваний неясны до тех пор, пока у ребёнка не разовьются минимальные навыки общения, детальное выяснение генетических и экологических причин затруднено.
Условия окружающей среды
Исследование, выполненное командой учёных из Пенсильванского государственного университета – одно из первых, в котором были изучены влияние генетических мутаций в сочетании с условиями окружающей среды. Согласно полученным данным, при единовременном воздействии двух факторов риск рождения ребёнка с РАС существенно повышается.
«Вероятно, задействованы сотни, если не тысячи генов, и до сих пор они изучались независимо от условий окружающей среды, которые вполне реальны и оказывают неоспоримое влияние на расстройства аутистического спектра», – считает ведущий исследователь Скотт Б. Селлек.
В исследовании приняли участие 158 детей с РАС и 147 условно здоровых детей без неврологических нарушений, близких по возрасту и демографическим показателям. Учёные проанализировали:
- Генетические вариации всех испытуемых
- Историю проживания их семей
- Качество воздуха
Было доказано, что количество твёрдых частиц в воздухе повышает риск расстройств аутистического спектра. Озон, выделяемый выхлопными трубами, промышленными заводами и электрическими сетями, воздействуя на детей с увеличенным количеством копий генов, усиливает риск развития РАС в 10 раз.
У учёных пока нет точного ответа, как именно озон влияет на детей с увеличенным количеством копий генов. Одно из предположений касается высокой токсичности озона в больших концентрациях, приводящей к стрессу в клетках и повреждению ДНК плода.
Факторы воздействия, влияющие на вероятность РАС у ребёнка
Перечисленные ниже факторы не обязательно приводят к РАС. Согласно исследованию Веге Хачадуряна и группы учёных под его руководством, которые изучали неврологические, когнитивные, психиатрические и физические состояния у 40582 детей с РАС и их 11389 братьев и сестёр без РАС, удалось выявить следующее:
1. Основные факторы воздействия – беременность и роды
В их числе:
- Внутрижелудочковые кровоизлияния – распространённость среди детей с РАС составила 0,9% против 0,3% у детей без РАС
- Гестационный возраст до 37 недель – 13,2% против 10%
- Алкогольный синдром плода – 1,2% против 0,2%
- Внутриутробные инфекции – 0,3% против 0,1%
- Гипоксия плода при рождении – 6,9% против 4,6%
2. Послеродовое воздействие
Оценивалось по категориям:
- Отравление свинцом – 0,3% против 0,1%
- Инфекции головного мозга, такие как бактериальный менингит и энцефалит – 0,3% против 0,09%
- Черепно-мозговые травмы, требующие госпитализации – 0,5% против 0,2%
3. Социально-экономический статус родителей, основанный на годовом доходе семьи и уровне образования – чем он ниже, тем выше риск развития РАС
4. Возраст отца и матери. Среди очень молодых и пожилых родителей вероятность рождения ребёнка с РАС выше
5. Пол ребёнка. Среди мальчиков РАС распространена в 4,2 раза больше, чем среди девочек
Сопутствующие заболевания у детей с РАС
Помимо проблем с общением и выстраиванием социальных контактов, ограниченными интересами и стереотипным поведением, дети с РАС более подвержены наличию сопутствующих заболеваний, влияющих на общее самочувствие, состояние здоровья и качество жизни. В их числе:
- Избыточный вес и ожирение
- Желудочно-кишечные заболевания
- Неспособность к обучению
- Умственная отсталость
- Задержка моторного развития
- Нарушения сна
- Сопутствующие психиатрические состояния, такие как тревожные расстройства, расстройства настроения, обсессивно-компульсивное расстройство
- Эпилепсия
Распространённость перечисленных заболеваний у детей с РАС намного выше, чем у детей без психических нарушений. Группа исследователей из Швеции во главе с Себастианом Лундстрёмом обнаружили, что 50% людей с РАС имеют не менее четырёх сопутствующих заболеваний.
С какими проблемами сталкиваются семьи, в которых рождён ребёнок с РАС?
Безусловно, диагноз РАС для многих семей становится причиной большого нервного напряжения, которое складывается из трёх основных факторов:
1. Родительский стресс
Родители сталкиваются с вопросами, как правильно воспитывать ребёнка с РАС? Как реагировать на его «непохожесть» и регулировать проблемы с поведением?
Отсутствие экспертных ответов на эти вопросы порождает чувство беспомощности, которое мешает принять ситуацию такой, какая она есть, без лишних эмоций, и применять более гибкие стратегии коммуникации.
Сам факт диагноза РАС расценивается негативно, иногда – унизительно. Уровень стресса резко возрастает. Семьи сталкиваются с необходимостью адаптации под потребности ребёнка с РАС. Это провоцирует ещё больше внутрисемейных и супружеских проблем, так как у родителей остаётся меньше времени на себя, своего партнёра и других детей. Такое положение вещей провоцирует обиды, раздражение, гнев, бессилие.
Экономический вопрос, так как расходы на уход за ребёнком с РАС превосходят те, что закладываются на ребёнка без неврологических нарушений. Здесь же следует подчеркнуть, что, как правило, мать проводит с ребёнком больше времени, чем остальные члены семьи, сокращает своё рабочее время или увольняется, что не способствует социальной и экономической стабильности семьи.
2. Стресс, испытываемый братьями и сёстрами ребёнка с РАС
Существует мало исследований, посвящённых переживаниям братьев и сестёр ребёнка с диагнозом РАС. Испанские учёные Тлальпачикатль Круз и Лусио Гомез Макео в 2019 году отметили, что дети без неврологических нарушений, в большей степени, используют дисфункциональные навыки и стратегии, основанные на социальной изоляции, гневе, причинении себе вреда или противозаконных действиях. Они чаще сверстников испытывают страх, печаль, депрессию. Отличаются недостаточной самокритичностью и непослушанием.
3. Отношения между семьёй и обществом
Низкое качество социальной жизни детей с РАС возникает, скорее, из-за самого общества, не из-за отсутствия способностей у ребёнка. Но изначально зарождается эта проблема в семье. Страх быть отвергнутыми, неправильно понятыми приводит к нежеланию родителей, братьев и сестёр взаимодействовать с окружающими людьми. Следовательно, зеркальные нейроны ребёнка с РАС, работа которых и так нарушена, не могут повторить и подражать социальным программам членов семьи.
Основные трудности в коммуникации между семьёй и обществом, воспитателями, учителями, основаны на отсутствии достаточного количества знаний, опыта и навыков с обеих сторон. Согласно выводам учёных Москини и Шмидту, опубликованным в 2017 году, именно родители должны выступать экспертами, отказаться от конфронтации с дошкольными и школьными образовательными учреждениями, чтобы минимизировать трудности во взаимодействии с педагогами.
Как помочь ребёнку с РАС?
Многие дети с РАС могут научиться взаимодействовать с окружающими людьми. Вот факты, на которые следует обратить внимание, чтобы преодолеть барьеры в общении:
1. Ребёнок с РАС не понимает невербальных сигналов. Одинаково не реагирует на улыбку или хмурый взгляд. Чтобы донести мысль, говорите словами.
2. Воспринимает всё буквально. Будьте осторожны, когда хотите что-либо сказать. Выражайте мысль максимально чётко и понятно. Избегайте слов и фраз с двойным смыслом. Например, если поторапливаете ребёнка и произносите: «Давай быстрее», не удивляйтесь, если он спросит, что давать.
3. Способен обрабатывать только одну мысль за раз. Ведите простые разговоры на конкретные темы. При необходимости подкрепите слова картинками или символами. Не задавайте много вопросов.
4. Не воспринимает абстрактных ласковых слов. Обращайтесь к ребёнку по имени, чтобы он понимал, что речь адресована ему. Не начинайте предложения словами «солнышко», «зайчик», «лапочка».
5. Может часами говорить на какую-либо тему, интересную ему одному. Будьте к этому готовы, наберитесь терпения. Не закрывайте ребёнку рот, не ругайтесь.
6. Ребёнку с РАС требуется больше времени для обработки информации. Возможно, вам придется снизить темп речи при общении с ним. Иногда полезно делать длительные паузы между предложениями.
Многие дети с РАС подвержены повышенной тревожности. Она может быть вызвана неспособностью самостоятельно разобраться в происходящем вокруг, непривычной обстановкой или обществом. Ниже приведены основные факторы, которые могут спровоцировать тревогу, и методы борьбы с ними:
- Изменение распорядка дня. Вводите новшества постепенно. Понятными простыми словами объясняйте, зачем они нужны. Дайте ребёнку время к ним привыкнуть.
- Трудности с пониманием, выражением и контролем собственных эмоций. Дети с РАС могут быть резкими в реакциях и ответах. Не воспринимайте всё близко к сердцу. Помните, что ребёнок не хочет сделать вам больно. Наоборот, научите его правильно выражать обиду, гнев, агрессию – словами, не разрушительными действиями.
- Шумное, ярко окрашенное место. В таком случае, следует увести ребёнка туда, где ему будет спокойнее.
- Новые звуки, вкусы, прикосновения, запахи и предметы могут быть физически неприятны или болезненны для детей с РАС. Будьте внимательны к этим фактам, не заставляйте ребенка испытывать то, что причиняет ему дискомфорт.
Многие родители сталкиваются с трудностями питания, так как дети с РАС:
- Хотят потреблять продукты только определённого цвета или текстуры.
- Едят слишком мало или много.
- Едят то, что не является едой.
- Испытывают приступы кашля или удушья при потреблении пищи.
Полезным будет вести дневник питания. Благодаря ему удобно отслеживать:
- Что, когда и в каких количествах съел ваш ребёнок
- Общие тенденции в пищевых предпочтениях, чтобы попытаться их скорректировать
Проблемы со сном затрагивают 80% детей с РАС. Им бывает трудно заснуть, они могут просыпаться по несколько раз за ночь из-за:
- Тревожности
- Повышенной чувствительности к свету от ночников, смартфонов, уличных фонарей
- Проблем с выработкой мелатонина
- Гиперактивности и сопутствующих заболеваний, влияющих на сон
Помочь смогут:
- Дневник сна с упоминанием всех жалоб.
- Режим. Укладывать ребёнка спать нужно в одно и то же время согласно строго заведённому ритуалу.
- Тишина и темнота. Убедитесь, что никакие посторонние источники шума и света не потревожат ребёнка.
- Поощряйте физическую активность днём, избегайте её за 1-2 часа до сна.
Как следует вести себя с ребёнком с РАС?
Многие родители и члены их семей добились успеха в налаживании взаимоотношений с ребёнком с РАС благодаря следующим рекомендациям:
- Подмечайте хорошее. Дети с РАС лучше реагируют на положительные подкрепления. Чаще поощряйте ребёнка за хорошие поступки.
- Игнорируйте раздражающее поведение, направленное на привлечение внимания. Время от времени ребёнок с РАС может вести себя плохо, лишь бы заставить вас сосредоточиться на нём. Игнорирование такого поведения – лучший способ его предотвращения.
- Включайте физическую активность в повседневность. Бег и игры на улице прекрасно подходят для совместного времяпровождения.
- Будьте ласковы и уважительны к границам тела ребёнка. Дети с РАС нуждаются в объятиях, иногда даже чаще, чем другие. Одновременно некоторым детям с РАС, наоборот, не нравится, когда к ним прикасаются. Даже лёгкий тактильный контакт вызывает у них беспокойство. Найдите то, что подходит вашему ребёнку. Не нарушайте его личные границы, если он так хочет.
- Проявите любовь и интерес. Детям с РАС трудно выражать свои чувства, но им важно знать, что вы их любите. Будьте щедры на проявление внимания, заботы и поддержки.
- Верьте в своего ребёнка. Дети с РАС – развивающиеся личности со своими возможностями. Не определяйте их место в жизни по диагнозу.
- Заведите домашнее животное. Учёные исследовательского центра взаимодействия человека и животных университета Миссури, работавшие с 70 семьями, в которых были дети с РАС, доказали, что присутствие домашних животных положительно влияет на социальные навыки ребёнка.
- Дайте себе время и поддержку. Чувствовать усталость – нормально. Обратитесь за помощью к специалистам, которые могут помочь наладить коммуникацию с ребёнком с РАС. Посещайте личного психолога. Проговаривайте свои эмоции и изменения, которые происходят в жизни. Помните о себе, ведь благополучие ребёнка напрямую зависит от вас.
Как лечить РАС?
От РАС нет лекарства. Но исследования показывают, что раннее вмешательство с применением методов, направленных на развитие важных навыков общения и социальной адаптации, могут существенно помочь ребёнку справиться с трудностями.
В клинике доктора Шишонина лечение расстройств аутистического спектра основывается на:
- Мануальной коррекции по детскому протоколу с целью улучшения кровоснабжения головного мозга, снятия компрессии с нервов и сосудов, повышения тонуса поверхностных и глубоких мышц.
- Адаптивной лечебно-оздоровительной физкультуре, соответствующей возрасту и состоянию здоровья ребёнка.
- Работе психолога по созданию индивидуального плана, направленного на обучение социальным навыкам, концентрации внимания, владению собственным телом и умению справляться со стрессом.
- Поддержке и составлении рекомендаций родителям на тему закрепления и развития полезных навыков и умений в домашних условиях.
Благодаря авторскому подходу, дети с РАС показывают стойкое улучшение моторики, физического и умственного развития. Узнать больше о курсе коррекции РАС можно по ссылке.