Фобии и повышенная тревожность у детей с РАС
Дети с РАС страдают от повышенной тревожности. Они могут проявлять своё беспокойство многими способами, которые присущи, в том числе, типично развивающимся детям без нервно-психических нарушений. Например, выражать волнение из-за страха разлуки при расставании с родителем, опекуном на время обучения в школе или пребывания в лагере.
Но также встречаются другие проявления повышенной тревоги у детей с РАС, когда они рвут на себе одежду, волосы, царапают руки, лицо, кусают, бьют или пинают окружающих, портят имущество. Такое поведение вызывает порицание, ещё больше поднимает уровень стресса у ребёнка и приводит к социальной изоляции.
Основная причина социальной девиации у детей с РАС – трудность с вербальным общением. Им сложно идентифицировать собственные чувства, эмоции. Поэтому внешние проявления тревоги, агрессии, гнева, фрустрации – попытка выразить своё беспокойство и страх, привлечь внимание и попросить о помощи.
Типы тревожных расстройств у детей с РАС
1. Фобии, или сильные иррациональные страхи перед определёнными вещами.
Развиваются после травматических переживаний и из-за негативных ассоциаций. У детей с РАС фобии нередко возникают по причине сенсорной гиперчувствительности. Например, единожды лопнувший воздушный шар способен спровоцировать боязнь любых неожиданных громких звуков и хлопков.
Фобии могут затрагивать широкие категории: всех насекомых, животных. Или быть очень специфическими, например, боязнь оранжевых автомобилей. Типичными у детей с РАС являются страх темноты и синдром белого халата.
2. Обсессивно-компульсивное расстройство.
Стереотипные движения и ритуалы присущи детям с РАС. Но повторяющееся поведение, подкреплённое ОКР, является механизмом преодоления беспокойства и подавления навязчивых мыслей.
Несмотря на то, что ОКР схож с типичным проявлением РАС в плане строго регламентированного расписания, создания особых ритуалов, выстраивания объектов в обозначенном порядке, суть этих расстройств разная. В случае с РАС ребёнку нравятся шаблоны и рутина. При ОКР соблюдение определённых действий выполняется исключительно из страха, что нарушение последовательности и частоты ритуалов приведёт к чему-то катастрофическому.
3. Социальная тревога, агорафобия.
Страх перед новыми людьми и незнакомыми социальными ситуациями очень распространён среди детей с РАС. Они боятся взаимодействия с окружающими из-за возможного осуждения, смущения, беспомощности. Страх также может усиливаться с возрастом, по мере того, как ребёнок осознаёт собственные затруднения с налаживанием коммуникации.
В чём отличие социальной тревоги от типичного проявления РАС? Дети с РАС чувствуют, что могут успешно общаться с окружающими, но не испытывают заинтересованности в налаживании контактов. Дети с РАС и агорафобией видят пользу во взаимодействии с окружающими, и даже желают социализироваться, хотя не могут этого сделать из-за чрезмерного беспокойства.
4. Генерализованное тревожное расстройство.
Постоянное и сильное беспокойство по поводу каких-либо действий и событий, в том числе, рутинных и обыденных. Часто встречается наряду с другими расстройствами и депрессией.
Дети с РАС и диагностированным генерализованным тревожным расстройством испытывают приступы паники, нарушения сна, изменения аппетита, раздражительность и снижение работоспособности. Беспокойство не имеет чёткого триггера.
5. Страх разлуки.
В основном присущ дошкольникам и младшим школьникам. Детям с РАС и страхом разлуки труднее находиться вдали от родителей и опекунов, чем их сверстникам без нервно-психических расстройств. Тревога в таком случае связана с одним из трёх факторов:
- страхом быть брошенным;
- опасениями, что со взрослыми случится что-то плохое, пока они не рядом;
- беспокойством, что потребности ребёнка не будут удовлетворены без присутствия родителей.
6. Паническое расстройство.
Дети с РАС и паническим расстройством испытывают повторяющиеся панические атаки, и предпринимают все меры, чтобы избежать событий, которые, по их мнению, могут спровоцировать приступы. Панические атаки у каждого ребёнка протекают индивидуально. Но объединяет их чувство надвигающейся гибели, одышка, боль в груди и учащённое сердцебиение. Симптомы достигают пика в течение нескольких минут и приводят к приступу паники.
Распространённость тревожных расстройств у детей с РАС имеет следующие показатели:
- специфические фобии – 30%;
- обсессивно-компульсивное расстройство – 17%;
- социальное тревожное расстройство, агорафобия – 17%;
- генерализованное тревожное расстройство – 15%;
- страх разлуки – 9%;
- паническое расстройство – 2%.
Дети с РАС и сопутствующей повышенной тревожностью подвергаются большему риску:
- нарушений сна;
- агрессивного поведения;
- избегания общения и социальной изоляции;
- трудностей в установлении и поддержании отношений с окружающими, в том числе, сверстниками;
- приступов повторяющегося поведения и компульсий.
Во всех случаях ритуалы и стереотипное поведение призваны обеспечить больший контроль над окружающей средой, снизить уровень тревоги и повысить внутреннее удовлетворение.
Как проявляется и почему возникает тревожность у детей с РАС?
Тревога вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы:
- тошнота, головная боль, потливость, мышечное напряжение, апатия, усталость;
- страх, беспокойство, раздражительность, гнев, агрессия;
- катастрофизация происходящего и чувство беспомощности;
- избегание проблемы или повышенная бдительность и регулярная проверка ситуации;
- усиление стереотипного и навязчивого поведения.
Главную причину беспокойства у ребёнка с РАС бывает трудно определить. Поэтому следует внимательно следить за тем, что предшествует приступам тревоги, чтобы впоследствии эффективно снижать или избегать стрессовых ситуаций.
Наиболее распространёнными причинами беспокойства у детей с РАС являются:
- любые, даже незначительные изменения в повседневной действительности;
- незнакомые социальные ситуации, семейные мероприятия и большое скопление людей;
- персональная сенсорная чувствительность к звукам, свету, текстурам, вкусам, запахам;
- новые, непонятные ощущения в теле;
- страх перед определёнными ситуациями, действиями или объектами, с которыми связан негативный опыт;
- непонимание, что думают, чувствуют, о чём говорят окружающие люди;
- отсутствие доступа к персональным интересам, увлечениям, ритуалам;
- переходные периоды – новый учебный год, перевод из младшей школы в среднюю, из средней – в старшую, половое созревание.
Как помочь ребёнку с РАС справиться с тревогой?
В первую очередь, ребёнка нужно обучить распознаванию эмоций. Для этого следует подробно описать, что такое тревога, какие симптомы она вызывает в теле. Помочь могут визуальные образы, картинки и подробное перечисление физических проявлений, например:
- потеют ладони;
- учащается сердцебиение;
- дыхание – поверхностное;
- крутит живот;
- ноги становятся ватными, подкашиваются;
- хочется плакать и убежать.
В зависимости от фактора, который провоцирует беспокойство, определите стратегию дальнейшего поведения:
1. Устраните или уменьшите источник тревоги.
Если это сенсорная чувствительность, адаптируйте окружающее пространство под потребности ребёнка: сделайте более приглушённым свет, не оставляйте ребёнка в полной темноте, избегайте раздражающих звуков или запахов. Если это тревога из-за новых, незнакомых ситуаций, приучайте ребёнка к ним постепенно. Дополнительно подробно описывайте все действия, которые будут совершены.
2. Создайте карточки поддержки.
Это могут быть простые, лаконичные слова и изображения, которые помогут ребёнку сориентироваться в действиях, ответах, реакциях. Хорошим решением будет визуальное расписание, расположенное в лёгком доступе, с подробным и последовательным перечислением всех событий и занятий на день, вплоть до мытья рук и внешкольных мероприятий.
3. Практикуйте дыхательные и физические упражнения, направленные на успокоение и релаксацию мышц.
Для этого обратитесь к профессионалу, который поможет освоить правильные техники выполнения методик.
4. Обучайте эмоциональной регуляции.
Выберите эффективный способ, который поможет ребёнку успокоиться. Многократно объясните, как стоит вести себя в тревожной ситуации, например: «Попроси помощи», «Позвони мне», «Уединись в безопасном, тихом месте», «Дыши».
Когнитивно-поведенческая терапия у детей с РАС для снижения тревожности
Когнитивно-поведенческая и десенсибилизирующая терапия под руководством опытного специалиста помогут ребёнку с РАС лучше справляться с тревогой и триггерами, которые её провоцируют. Наиболее эффективными методами являются:
- Дневник событий и наблюдений.
Ведите записи причин, которые вызывают страх и тревогу у вашего ребёнка. Поразмышляйте над позитивными способами решения этих ситуаций в дальнейшем.
- Заблаговременно изучите всё новое.
Это могут быть места, события. Откройте карты, изображения в интернете, и покажите ребёнку, куда вы пойдёте. Продемонстрируйте, как будет проходить то или иное мероприятие. Подготовьте ребёнка при помощи визуальных образов и слов. Дайте понять, что всё находится под контролем.
- Совместно с ребёнком подумайте, как он будет реагировать в напряжённых ситуациях.
Заранее подготовьте карточки с подсказками на бумаге или в телефоне, чтобы ребёнок мог знать, как ему общаться с незнакомыми людьми, что говорить и делать, как вести себя, если уровень тревоги повышается.
- Используйте метод «лестницы страха».
Визуально разделите триггер, который провоцирует страх в ребёнке, на маленькие «ступеньки». И постепенно, согласованно проживайте «ступеньки» от самой лёгкой до сложной.
Альтернативными методами борьбы с тревогой у детей с РАС могут стать арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, ЛФК и спорт.