Что делать, когда дети с РАС или аутизмом ведут себя агрессивно?
Дети с расстройством аутистического спектра нередко проявляют свои эмоции через агрессивное поведение, направленное на себя и окружающих. Это могут быть удары руками или ногами, бросание предметов в сторону или в другого человека, и выражение аутоагрессии – битьё головой о стену, царапание кожи, причинение себе вреда любыми способами.
Причин такого поведения несколько:
- трудности с пониманием происходящего вокруг, например, с тем, о чём говорят люди;
- ощущение дискомфорта, если другие общаются невербально;
- невозможность выразить в полной мере свои чувства, желания и потребности;
- тревожность или стресс;
- сенсорная чувствительность и воздействие раздражителей, например, громкого звука или работающего пылесоса;
- избегание неприятных ситуаций или занятий.
Понимание причин – основа помощи ребёнку с РАС
Детям с РАС свойственно вести себя агрессивно, хотя агрессия не является симптомом расстройств. Негативные эмоции и гнев указывают на внутреннее беспокойство и фрустрацию по поводу социальных трудностей и недостаточно налаженной коммуникации.
Чтобы помочь ребёнку, нужно определить, какие факторы провоцируют агрессию с его стороны. Сделать это можно при помощи дневника наблюдения:
- в течение 1-2 недель внимательно наблюдайте за ребёнком;
- старайтесь максимально сфокусироваться на том, что происходит незадолго до приступов агрессивного поведения;
- записывайте всё в мельчайших деталях и анализируйте полученную информацию;
- выделите общее из перечисленного, старайтесь оградить ребёнка от факторов стресса.
Выстраивание диалога с ребёнком – ключевой шаг на пути к пониманию его поведения. Если с общением есть проблемы, помогут:
- простые, понятные картинки;
- короткие, лаконичные слова.
Попробуйте проанализировать свои эмоции и чувства в периоды, когда испытываете гнев и раздражение, и попытаться объяснить их ребёнку чётко и ясно, без иносказательности. Например: «Мне больно в груди, становится трудно дышать. Я хочу всех оттолкнуть». После чего задать вопрос: «Ты испытываешь то же самое?» И если ребёнок отвечает согласием, многократно объяснить, что этих чувств не стоит бояться. О них нужно говорить, как вы, словами.
Наиболее частые причины агрессивного поведения у детей с РАС
- Нарушения сна.
Если ребёнок плохо спит по ночам или страдает от бессонницы, вероятность усиления симптомов РАС повышается многократно. Эпизоды социально неприемлемого поведения и вспышки агрессии случаются чаще. Дополнительно, из-за короткой продолжительности сна, могут сформироваться признаки обсессивно-компульсивного и депрессивного расстройств.
- Когнитивная негибкость, или ригидность.
Под когнитивной негибкостью подразумевают неспособность переключать внимание с одной мысли на другую, затруднительное переосмысление действий. Ригидность весьма распространена среди детей с РАС. Они склонны зацикливаться на негативных событиях и чувствах, тем самым, подкрепляя внутреннюю неудовлетворенность и агрессию.
- Низкий коэффициент интеллекта.
Неконтролируемые вспышки агрессии чаще встречаются у детей с более низкими показателями IQ.
- Повышенная тревожность.
Дети с РАС часто проявляют агрессию, если испытывают беспокойство по какому-либо поводу: новые события дома, взаимодействия с незнакомыми людьми, происшествия в школе провоцируют резкие скачки уровня стресса, истерики и вспышки гнева.
Как бороться с агрессией у детей с РАС?
Предотвратить уже начавшийся приступ гнева у ребёнка с РАС невозможно. Но нужно уметь справляться с девиантным поведением:
- Сохраняйте спокойствие.
Это первое и самое главное. Чаще всего агрессия возникает из-за того, что у ребёнка накопилось психоэмоциональное напряжение, которое он не знает, как выразить. Контролируя свои реакции и оставаясь спокойными, безмолвными, вы не добавите «масла в огонь».
- Тщательно взвешивайте слова и следите за тоном.
Во время вспышки гнева ребёнок с РАС, как и любой человек без нарушений психического развития, испытывает сильный стресс. И ему вдвойне трудно воспринимать то, что говорит кто-то другой. Во-первых, его ослепляют собственные эмоции и потребность в самовыражении. Во-вторых, имеются физиологические затруднения с пониманием чужой речи. Поэтому, если вы хотите успокоить ребёнка, не говорите много. Выбирайте короткие фразы и слова, к примеру: «Присядь», «Дыши», «Подойди сюда». Произносите их мягко, не повышайте голос.
- Выделите ребёнку тихое, защищённое место.
В целях всеобщей безопасности убедитесь, что в момент агрессии ребёнок не находится рядом с чем-либо, что может нанести вред жизни и здоровью – легко бьющимися, колюще-режущими, тупыми и твёрдыми предметами. Заранее определите спокойное, закрытое пространство, куда можно отвести ребёнка. Например, дома это может быть палатка-типи, шалаш, специально оборудованный застеклённый балкон. Будьте готовы к тому, что вам потребуется попросить всех окружающих людей выйти из комнаты или отойти на расстояние, если вы находитесь в общественном месте.
Если физическая активность успокаивает вашего ребёнка, предоставьте ему место для занятий спортом, ходьбы, прыжков и подвижных игр.
- Держите под рукой визуальные подсказки.
Вы можете помочь ребёнку успокоиться, применяя методики заземления, дыхания, метафорического переноса в тихое, уединённое место. Найдите то, что будет эффективно для вашего сына или дочери. Распечатайте цветные, красочные картинки с визуальными подсказками, чтобы ребёнок вспоминал, что следует делать во время приступов агрессии.
Как бороться с аутоагрессией у ребёнка с РАС?
Понимание причин, что пытается выразить ребёнок с РАС через причинение себе вреда, позволит скорректировать такое поведение. Самые распространённые факторы:
- Трудно переходить от одного вида деятельности к другому.
Например, вы приглашаете сына или дочь на ужин, и вместо того, чтобы закончить игру, ребёнок падает на спину и начинает биться головой о пол. Такое поведение может быть вызвано резким выбросом адреналина и кортизола из-за:
- нежелания завершать собственный ритуал или действие;
- стрессом от того, что ваше указание должно быть выполнено в ту же секунду.
Помочь можно следующим образом: предупредите ребёнка, что ужин будет готов, минут за 5-10 до подачи на стол. Попросите плавно завершить свою игру или занятие, убрать вещи, помыть руки, прийти на кухню и приступить к ужину. Для наглядности покажите картинки действий в правильной последовательности. Это даст чёткое понимание, что нужно выполнить, и позволит закончить свои дела.
- Хочет заняться чем-то другим.
Если ваш ребёнок 10 минут успешно собирал головоломку и вдруг начал дёргать себя за волосы, возможно, он пытается дать понять, что хочет сменить вид деятельности. Предложите другое занятие, или попробуйте узнать, чего хотелось бы ребёнку, через визуальные подсказки.
- Требует, чтобы вы уделили ему внимание.
Ребёнок может ударить себя, если хочет, чтобы вы на него посмотрели или поговорили с ним. Чтобы прекратить такое поведение, научите сына или дочь привлекать к себе внимание другими способами, например, обращаясь к вам через речь, трогая за руку или показывая карточку с изображением.
- Ребёнок расстроен, разочарован и нуждается в помощи.
Если у игрушки отвалилась какая-либо часть, ребёнок может начать кричать, царапать лицо, руки или ноги, кусать себя. Помочь в моменте может починка игрушки. Предупредить такое поведение поможет многократное мягкое повторение, что выражать свои эмоции, в том числе, грусть, отчаяние, обиду, злость, нужно другими способами: словами, картинками, объятиями, просьбами о помощи, уединением в защищённых местах.
Важное примечание, как реагировать на агрессию у детей с РАС
Исполнение любой прихоти и беспрекословное предоставление ребёнку всего, что он хочет, может закрепить девиантное поведение и увеличить риск причинения себе вреда для получения желаемого. Лучшая долгосрочная стратегия заключается в следующем:
- старайтесь не допускать вспышек агрессии и избегайте ситуаций, которые их провоцируют;
- научите ребёнка выражать потребности и эмоции позитивным, доброжелательным способом;
- игнорируйте приступы аутоагрессии в плане эмоциональной вовлечённости, не показывайте ребёнку, что вас это пугает, оставайтесь визуально холодны и собраны, действуйте исключительно по ситуации;
- наоборот, поощряйте ребёнка, когда он выражает свои чувства правильно.
Обратитесь за помощью к специалистам
Эксперт поможет понять причины и схему агрессивного поведения. Предложит методы коррекции. Обращение будет вдвойне продуктивно, если вы уже перепробовали предложенные выше стратегии.
Специалист на основе функционального анализа сможет выяснить, зачем ребёнок причиняет вред себе и окружающим. После составит план с:
- методиками для закрепления позитивного поведения;
- стратегиями по снижению уровня агрессии;
- обучением новым действиям при стрессе.
Проведёт консультацию с родителями, как создавать успокаивающую, предсказуемую и позитивную обстановку вокруг ребёнка, наглядные графики и расписание, которые будут способствовать плавному переходу между разными видами деятельности.