Физическая активность как один из важнейших показателей здоровья детей и подростков
Физическая активность является одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков, поэтому стимулирование его будет способствовать воспитанию здорового поколения. Согласно проведенному исследованию уровня физической активности среди подростков, подготовленному учеными из Всемирной организации здравоохранения, среди мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет, необходимо принятие срочных мер направленных на повышение активности подрастающего поколения. Согласно выводам авторов исследования, показатели физической активности посещающих школу подростков в мире у 85% девочек и 78% мальчиков — находится ниже рекомендованного уровня. Эта проблема еще больше усугубилась в связи с ограничительными мерами, вызванными пандемией.
Известный российский врач Александр Юрьевич Шишонин рассказал, как победить негативные последствия малоподвижного образа жизни у детей и как восстановить здоровье, опираясь на собственные ресурсы организма.
Александр Юрьевич расскажите о негативных последствиях малоподвижности у детей.
А.Ю. Активный образ жизни в подростковом возрасте крайне необходим, т.к. благоприятно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, метаболизме и массе тела. Есть множество подтвержденных данных о том, что физическая активность играет положительную роль в когнитивном развитии и социализации подростков. Движение — естественная потребность организма человека, заложенная эволюцией. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В результате формирования человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. Известно, что результаты активности ребенка переносятся во взрослую жизнь. Недостаток движения — причина многих заболеваний.
Расскажите поподробнее о проблемах, возникающих при снижении физической активности?
А.Ю. Согласно проведенным исследованиям, как зарубежных, так и российских ученых, малоподвижный образ жизни переходит в гипокинезию, а это фактор риска различных заболеваний. У подростков с малоподвижным образом жизни часто встречается вегетативная дистония, что ведет к снижению сопротивляемости к физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. Так же в 3 раза чаще наблюдалась анемия по сравнению с физически активными подростками. Повышение артериального давления было зарегистрировано у 17,9 % подростков. Кроме того, часто встречаются заболевания эндокринной системы, заболевания ЖКТ, сердечно-сосудистые заболевания. В итоге мы можем вырастить поколение гипертоников и диабетиков. Про снижение когнитивных способностей я вообще молчу.
А какая связь между малоподвижным образом жизни и когнитивными процессами?
А.Ю. Многие родители списывают проблемы успеваемости своих чад на большой объем информации, увлеченность гаджетами и компьютерными играми. Однако мы видим, что не все дети учатся плохо, находясь примерно в одинаковых условиях информационной перегрузки. Отличник — это не тот, кто днем и ночью зубрит уроки, а тот, кому легко учиться, легко запоминать информацию, кому в удовольствие идти в школу. А почему? Да потому, что у такого отличника нормально работает мозг.
Принято считать, что все дело в коре головного мозга, что именно от ее работы зависит, как ребенок усваивает материал. Ну, сформировалась некачественная кора, вот и получайте... Вот только в коре головного мозга находится лишь от 12 до 15 миллиардов нейронов, зато 60 миллиардов находится в мозжечке. Он расположен в задней черепной ямке и отвечает за первичную обработку информации, которую получает ребенок, когда читает, видит или слышит. Именно мозжечок всю эту информацию систематизирует и только потом передает ее в кору. И если мозжечок будет плохо кровоснабжаться, то вся эта система даст сбой и попросту перестанет работать. Тогда процесс начнет «подвисать», как в видеоиграх: если процессор слабый, игра, какая бы качественная она ни была, начинает тормозить. То же происходит и с мозжечком — в случае, если он лишен полноценного кровотока, то есть питания.
Я на протяжении многих лет проводил клинические наблюдения за десятками тысяч детей. И выявил, что практически в 90 процентах случаев синдром низкой успеваемости — это не генетический эффект, а результат плохой работы 60 миллиардов нейронов мозжечка.
Вы полагаете, что проблема успеваемости детей связана с работой 60 миллиардов нейронов мозжечка. Объясните тогда, почему так происходит.
А.Ю.:Причины кроются в недостаточном питании этих 60 миллиардов нейронов вследствие пережатия позвоночных артерий, которые проходят через шейные позвонки. Этот факт подтверждают мои многочисленные наблюдения за изменением кровотока в данной области. Слабые мышцы не способны держать каркас и начинаются искривления, пережатия. Этот факт подтверждают мои многочисленные наблюдения за изменением кровотока в данной области. Именно поэтому в своей клинике я начинаю осмотр детей с детального УЗИ-исследования кровотока. В 92 процентах случаев мы наблюдаем поражения именно этих артерий. И когда мы данную проблему устраняем, обучение становится на порядок, а то и на два эффективнее. И ребенку от этого становится лучше, ведь он не страдает комплексами из-за проблем с учебой, и родители довольны. И это же является залогом счастливого будущего, потому что вчерашний школьник сможет обучаться с успехом и дальше, получать знания, необходимые для успешной карьеры и обретения достойного положения в обществе.
А что изначально обусловливает нарушения в шейном отделе у детей и подростков?
А.Ю.: Подобные явления бывают при скрытых родовых травмах, которые проявляются впоследствии и дают негативный результат. А также малоподвижный образ жизни, как я говорил ранее, влечет за собой ослабление мышц, которые не способны полноценно держать шею. Она начинает втягиваться и пережимать кровоток. к сожалению, из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, ситуация будет усугубятся. Вместе с заведующим детским отделением Клиники доктора Шишонина Евгением Юрьевичем Огурцовым мы выявляем негативные факторы и устраняем их последствия. Наша помощь коренным образом сказывается как на успеваемости маленького пациента сейчас, так и на всех его достижениях в будущем.
Что бы Вы пожелали родителям?
А.Ю.:Как можно больше уделять внимание активности ваших чад, записывать их в спортивные секции. А пока есть ограничения - можно заниматься дома. И конечно надо убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с питанием мозга. В детстве всё это легче устранить, т.к. еще не развились патологии. Я в своей Клинике выделил специальный день - четверг, когда лично заведующий детским отделением Евгений Юрьевич Огурцов проводит бесплатный прием детей и подростков.
В больницах, поликлиниках есть пульмонологи, дантисты, отоларингологи… Но почему-то шея, через которую идет кровоснабжение головного мозга, в нашей медицине не только не удостоилась отдельного специалиста, но и вообще выпала из внимания. Как будто шеи и нет.
Единственным исключением из этого парадокса является наша Клиника. Поэтому если у вас в отношении вашего ребенка, его успеваемости, поведения и самочувствия возникают вопросы, тревоги, страхи — обращайтесь к нам. Не теряйте время, ведь ваши опасения могут быть неслучайными.
Источник: