Симптомы СДВГ у детей школьного возраста и подростков
При наличии синдрома у дошкольников и школьников страдает область мозга, которая отвечает за способность концентрироваться и удерживать внимание на предмете. Дети с СДВГ неусидчивы, забывают о поручениях и важных делах, легко теряют счёт времени. Импульсивность часто толкает их на необдуманные действия и конфликты. Им трудно даётся процесс обучения. Их настроение может меняться от возбуждённого и весёлого до застенчивого и молчаливого.
Как отличить СДВГ от педагогических проблем и особенностей характера?
Проблемы с концентрацией внимания, памятью и дисциплиной возникают абсолютно у всех детей в разные периоды жизни. Их могут провоцировать семейные факторы, воспитание, плохой сон, недостаток витаминов, полезных микро- и макроэлементов, влияние сверстников. Как правило, эти признаки проходят самостоятельно, либо с изменением образа жизни и психологической обстановки в семье.
О медицинских проблемах можно говорить, когда перечисленные особенности проявляются ярко и стабильно в течение полугода, независимо от ситуации, и мешают ребёнку жить полноценной жизнью, учиться, строить отношения с социумом.
Подросток с СДВГ оказывается неприспособленным к стандартному обучению в школах, где главный принцип – сидеть смирно. Он нуждается в индивидуальном подходе, терпеливом педагоге и возможности двигаться. Это не значит, что ребёнку нужно позволять бегать и прыгать во время урока. Но для сохранения бдительности и интереса к трудным умственным задачам ему требуется свобода передвижения. Тогда его вовлечённость сохраняется на достаточном уровне, чтобы успешно справляться со школьными заданиями.
В ином случае, под влиянием импульсов, ребёнок с СДВГ теряет контроль над своим поведением. Из-за низкой осведомлённости взрослые воспринимают это как преднамеренное желание настоять на своём, сорвать урок или навредить окружающим. На самом деле, ребёнок с СДВГ не осознаёт последствий своих действий, и искренне страдает, когда его наказывают или стараются заставить жить и учиться в строгих рамках.
На что следует обратить внимание родителям?
Подвижный и активный малыш-дошкольник не вызывает тревоги у родителей. Особенно, если не посещает детский сад. В школе появляются чёткие требования к поведению ребёнка, возрастает умственная и психологическая нагрузка, поэтому начинают проявляться признаки имеющихся расстройств нервной системы.
Учитель требует, чтобы ребёнок сидел неподвижно и слушал предмет 40 минут, в то время как школьник с дефицитом внимания устает уже спустя 10 минут. В ответ он получает негативную реакцию и критику, которая вызывает большой стресс. Мозг пытается снизить нагрузку, отвлекается на любой шум или сцену за окном, поэтому кажется, что ребёнок витает в облаках или всячески привлекает внимание учителя и класса.
У детей с СДВГ бывают нервные тики, заикание. Их движениям не хватает ловкости из-за проблем с крупной и мелкой моторикой. Это сказывается на навыках письма, выполнении заданий.
Особенности детей с СДВГ
Дети с СДВГ обладают нормальным или высоким интеллектом, мыслят нестандартно и находят творческие пути решения поставленных задач. У них обширные интересы. Они способны в короткие сроки заканчивать несколько проектов, если достаточно мотивированы для этого. Но когда к ним предъявляют такие же требования, как к одноклассникам, они допускают досадные ошибки из-за рассеянности и утомления.
Ещё одна проблема детей с СДВГ – самоорганизация. Школьники могут опаздывать на уроки, теряют и забывают вещи, несвоевременно выполняют задания. Из-за этого кажутся несамостоятельными. Без обучения навыкам самоорганизации родителям приходится постоянно контролировать их.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности по-разному влияет на поведение младших и старших школьников. У детей помладше заметна чрезмерная активность. Подростки больше страдают от проблем с вниманием, импульсивностью и общественным порицанием. Они остро реагируют на критику, становятся вспыльчивыми и эмоциональными.
Признаки СДВГ у детей 7-11 лет
- Неспособность выполнить требования школьной программы и указания учителя
- Плохая концентрация внимания, неусидчивость
- Избыточная жестикуляция
- Забывчивость, частые опоздания
- Проблемы в освоении письма, счёта, чтения
- Чрезмерная многословность в любое время дня и ночи
- Нарушение дисциплины, личных границ окружающих, конфликты в детском коллективе и семье
- Нетерпение в командных играх
Такие поведенческие паттерны делают ребёнка белой вороной. В кругу семьи его часто критикуют и сравнивают с более послушными и усердными детьми. На этом этапе у ребёнка с СДВГ формируется заниженная самооценка. Он часто попадает в неприятности и испытывает заметный психологический дискомфорт в домашней и школьной среде.
Симптомы СДВГ у подростков 12-15 лет
- Чувство внутреннего беспокойства и суетливость
- Резкие перепады настроения, импульсивность, трудности в принятии решений
- Несамостоятельность и неорганизованность
- Неумение или нежелание доводить начатое до конца
- Быстрая утомляемость от выполняемой деятельности
- Плохая успеваемость в учёбе
- Поведенческие проблемы – склонность к необдуманным поступкам, риску, нарушение норм поведения и общественного порядка
- Неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, излишняя чувствительность к критике, депрессии
Подростки с СДВГ часто попадают в плохие компании и преступные группировки. Они больше подвержены употреблению алкоголя, запрещённых веществ, курению, неконтролируемому перееданию, повышенному риску ожирения, ранним половым связям. Последствиями такого поведения становятся: формирование зависимостей, венерические заболевания, подростковые беременности.
Без лечения СДВГ не проходит. В более старшем возрасте симптомы могут самостоятельно компенсироваться или ослабевать, но не купируются до конца.
СДВГ часто передаётся по наследству одним из родителей – диагностировав синдром у ребёнка, его находят у отца или матери.
Как помочь ребёнку с СДВГ?
Важно понять, что ребёнок не капризничает и не пытается вывести вас из себя. Он имеет серьёзные неврологические нарушения и не виноват в своих особенностях – наоборот, нуждается в помощи.
Нельзя ругать ребёнка за ошибки, неусидчивость и перепады настроения, или подавлять симптомы СДВГ медикаментами. Нужно научить его справляться со сложностями, правильно организовать режим дня, занятий и отдыха, чтобы ребёнку было проще выдерживать школьную нагрузку.
Лечение СДВГ основывается на:
1. Образовании родителей, учителей и поведенческой терапии ребёнка
Детский психолог учит взрослых правильно выстраивать коммуникацию с подростком, организовывать его быт и школьный процесс, поощрять творческие порывы и занятия спортом. А ребёнка обучает отслеживать своё эмоциональное и физическое состояние, пользоваться техниками самоорганизации. Помогает школьнику поддерживать самооценку, бороться с переутомлением и повышенной тревожностью.
2. Диагностике причин возникновения СДВГ
Часто его проявления связаны с травмой шейно-воротниковой зоны, полученной при родах. В результате повреждения нарушается кровоснабжение головного мозга. Часть отделов получают избыточное питание, а другие – недостаточное.
Лечение родовой травмы по запатентованной методике доктора Шишонина может существенно снизить симптомы СДВГ и помочь ребёнку лучше учиться, быть более уравновешенным, избавиться от переутомления и головных болей.
Также значимы внимание и любовь близких, готовых увидеть в своём ребёнке перспективного молодого человека или девушку со своими потребностями в развитии. Планомерное обучение поможет школьнику с СДВГ пройти социальную адаптацию намного проще, вырасти здоровой и полноценной личностью.