Как жить с СДВГ?
На сегодняшний день СДВГ является часто диагностируемым психическим расстройством среди детей и подростков. И хотя в названии заболевания заложено словосочетание «дефицит внимания», более точно описать проблему можно как невнимательность, которая является следствием заболевания.
Каковы особенности СДВГ?
СДВГ – это общее название расстройства поведения, которое чаще всего диагностируется у детей в возрасте 4-7 лет. Ключевыми характеристиками заболевания являются:
- Повышенная двигательная активность, неусидчивость
- Импульсивность
- Затруднённая эмоциональная регуляция
- Нарушение концентрации внимания
- Сниженный уровень рецепторов дофамина – гормона удовольствия, отвечающего за мотивацию и обучение
Последнее означает, что детям и подросткам с СДВГ сложнее почувствовать удовлетворение от того, что они делают. Поясним это на простом примере: возьмем двух детей одного возраста. У одного из них нет психических расстройств, у второго диагностирован СДВГ. В то время, как первый ребенок может спокойно сидеть и читать книгу, второй будет испытывать скуку и отсутствие стимула для такого, казалось бы, простого действия. Все потому, что выработки дофамина недостаточно для активации дофаминовых рецепторов.
Распространённость СВДГ в мире составляет 3-8%. В странах с развитой экономикой и большими доходами процент заболевания выше. Расстройству одинаково подвержены дети обоих полов. Но у мальчиков главной особенностью является гиперактивность, в то время как у девочек – снижение концентрации внимания.
Из-за чего формируется СДВГ?
Главная причина появления синдрома кроется в аномальном развитии центральной нервной системы и неравномерном формировании структур головного мозга – у людей с СДВГ более тонкая префронтальная кора, которая отвечает за внимательность, самоконтроль и регуляцию эмоций.
Факторы, способствующие заболеванию:
- Курение и потребление алкоголя женщиной во время беременности
- Внутриутробная гипоксия плода
- Низкий вес при рождении – доказано, что недостаток массы тела приводит к уменьшению толщины коры головного мозга и подкорковых структур
- Травмы головы и шейного отдела позвоночника
- Влияние экологии
- Отравление тяжелыми металлами
Диагностика СДВГ
Для получения точного заключения в соответствии с диагностическими критериями классификации МКБ-10, должны соблюдаться два условия:
- Заболевание проявилось до 7 лет
- Признаки сохранялись на протяжении, как минимум, полугода
Основой для классификации нарушения также является степень тяжести симптомов, которые значительно затрудняют ежедневное функционирование ребёнка и проявляются в домашней, школьной и внешкольной среде.
Для постановки объективного диагноза необходима психиатрическая или неврологическая экспертиза.
Симптомы СДВГ у детей
Ребёнок с СДВГ демонстрирует поведение, отличное от сверстников. Все симптомы заболевания можно разделить на три основные группы:
1. Избыточная активность. Ребёнок постоянно ёрзает, не может перестать двигаться. Его действия со стороны кажутся раздражающими или странными, особенно в ситуациях, когда они не соответствуют обстоятельствам, или требуется соблюдать спокойствие.
2. Нарушение концентрации внимания, которое оказывает значительное влияние на обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Ребёнок не может сфокусироваться на решении поставленной задачи, делает домашние задания впопыхах, пропускает отдельные вопросы или целые разделы в спешке, с трудом следует инструкциям. У него отсутствуют навыки планирования. Он откладывает обязанности и дела, теряет вещи, забывает о повседневных обязательствах и легко отвлекается.
3. Чрезмерная экспансивность. Ребёнок перебивает оппонента или бесцеремонно прерывает чужие разговоры, чтобы высказать своё мнение или задать вопрос. Он многословен, при этом с трудом удерживает внимание на чужой длительной речи. Нетерпелив в командных играх.
Выделяют три типа проявления СДВГ у детей и подростков:
- Гиперактивно-импульсивный
- Невнимательный
- Смешанный
Симптомы СВДГ у взрослых
У взрослых заболевание проявляется несколько иначе, чем у детей. Обычно такие люди воспринимаются окружающими как нарушители общественного спокойствия с плохими манерами, необязательные, на кого нельзя положиться. Или, наоборот, как люди не от мира сего. Среди основных симптомов СДВГ у взрослых выделяют:
- Нетерпение, резкие перепады настроения, истерики
- Рискованное поведение, горячность
- Чувство внутреннего беспокойства
- Потребность в движении или постоянной смене поз – акатизия
- Частые опоздания и потерю вещей
- Быструю вовлечённость в новые проекты и такую же быструю утрату рвения
- Забывчивость касательно запланированных мероприятий, встреч, дел
- Трудность в принятии решений и выполнении поставленных задач
- Гиперконцентрацию
Прогноз при лечении СДВГ
При своевременной диагностике и соответствующем лечении до 70% детей с СДВГ могут сохранять симптомы в подростковом возрасте. И лишь 10% борются с расстройством, став взрослыми.
Если заболевание не лечится должным образом, прогноз будет неутешительным, так как взрослые с СДВГ особенно подвержены:
- Частым травмам
- Зависимости от сигарет, алкоголя и психоактивных веществ
- Тревожным и депрессивным состояниям
- Нарушениям сна
- Склонности к самоагрессии
- Проблемам в личной и профессиональной жизни
- Неконтролируемому перееданию, повышенному риску ожирения
Как СДВГ влияет на мозг человека?
В начале 21 века две группы нейрофизиологов во главе с профессорами Маркусом Райхлом и Маурицио Корбетта приступили к изучению нервных сетей – совокупности нейронов головного мозга, центральной и периферической нервных систем, которые взаимосвязаны химически и функционально. В своей работе они дали определение двум основным сетям:
1. Оперативного покоя, или пассивного режима работы мозга. В её состав включены области префронтальной, теменной, поясной и энторинальной коры. Эта сеть активируется в состоянии бездействия, отдыха, погружённости в себя.
2. Решения задач – крупномасштабной мозговой сети, при стимуляции которой задействуются лобно-теменные участки и зрительно-пространственное внимание. Благодаря активации этой сети человек может легко сосредоточиться на достижении целей.
Это исследование дало толчок к более глубокому пониманию работы мозга людей с СДВГ. При помощи функциональной МРТ удалось отследить следующее:
1. В норме мозг очень быстро переключается между двумя сетями, что позволяет человеку перейти от состояния покоя к сосредоточенности и активному решению поставленных задач.
2. У людей с СДВГ функция переключения между сетями не работает. На снимках функциональной магнитно-резонансной томографии видно, что обе сети задействованы одновременно, приводя к снижению или полной невозможности сосредоточиться.
Как помочь ребёнку с СДВГ?
Обобщённый перечень рекомендаций, который следует самостоятельно подстраивать под возраст ребёнка, выглядит так:
1. Выработайте лаконичное расписание дня.
2. Повесьте на стену доску с обновляемым списком дел, чтобы ребёнок мог наглядно видеть, что нужно выполнить.
3. Так как детям с СДВГ трудно расставлять приоритеты, полезным будет выстраивание ежедневных задач согласно матрице Эйзенхауэра, которая предлагает делить все дела по срочности и важности. В случае школьника достаточно двух пунктов:
- Красный – важные и срочные задачи, которые нужно выполнить немедленно
- Желтый – важные и несрочные задачи, можно сделать позже
4. Ограничьте внешние раздражители. Сведите количество ненужных игрушек, книг, предметов декора к минимуму.
5. На рабочем столе должны быть только необходимые предметы. В компьютере или телефоне оставьте базовые, нужные приложения.
6. Длинные задания делите на этапы по 20-25 минут. Между рабочими циклами давайте ребёнку отдохнуть и активно подвигаться.
7. Настройте в телефоне будильник с напоминанием, чтобы ребёнку было легче отслеживать время и придерживаться списка дел.
8. При выполнении ребёнком сложных когнитивных задач ставьте таймер. Засеките, насколько хватает его концентрации внимания. Постепенно увеличивайте это время, мягко и твердо возвращая фокус внимания к непосредственным обязанностям.
9. Не кричите и не наказывайте ребёнка. Это приведёт только к чрезмерному возбуждению и ухудшению поведения.
10. Соблюдайте график отхода ко сну. Будите ребёнка в одно и то же время, чтобы соблюдать гигиену отдыха.
11. Разработайте способы расслабления перед сном, которые будут способствовать быстрому засыпанию.
12. Будьте настойчивы. Несмотря на то, что дети с СДВГ гонятся за новизной и раздражаются от рутины, выработка чёткого расписания, списка дел и привычек может существенно облегчить жизнь ребёнку сейчас и в будущем.
Гиперактивным детям с СДВГ нужно двигаться, чтобы учиться
Группа учёных во главе с Марком Раппортом из Университета Центральной Флориды в пресс-релизе к своему исследованию указали: «Типичные вмешательства, направленные на снижение гиперактивности – это прямая противоположность тому, что мы должны делать для большинства детей с СДВГ. Смысл не в том, чтобы позволять им бегать по комнате. Но мы должны облегчить их передвижение, чтобы они могли поддерживать уровень бдительности и вовлечённости, необходимый для познавательной деятельности».
Учёные пришли к такому выводу, исследуя 52 мальчика в возрасте 8-12 лет. У 29 из них был диагностирован СДВГ, у остальных 23 не было нарушений развития.
Движения участников исследования были сняты на видеокамеру. Всем детям предложили выполнить когнитивные задания, которые проверяли рабочую, или кратковременную память, необходимую для принятия решений, выстраивания рассуждений и линии поведения.
Учёные обнаружили, что дети с СДВГ не ёрзали на месте всё время, как принято считать. Они начинали двигаться только при работе над сложными задачами, которые требовали от них использования рабочей памяти. То есть, движения поддерживали их интерес и внимание.
Напротив, дети без СДВГ, которые двигались во время решения заданий, показали худшие результаты, чем если бы они оставались на месте. Это лишний раз доказывает, что для успешного обучения необходим индивидуальный подход к детям, основанный на понимании работы их нейронных сетей.
Всегда ли диагноз СДВГ верен?
В 2017 году на конференции Европейского колледжа нейропсихофармакологии в Париже профессор Сандра Коойж, основательница и председатель Европейской сети по коррекции СДВГ, выдвинула провокационную теорию, что многие дети просто не высыпаются, и именно это приводит к вызывающему поведению, имитирующему признаки СДВГ.
В своём выступлении она привела данные нескольких исследований, которые указывали на тесную взаимосвязь между СДВГ и продолжительностью, временем и качеством сна у детей. «В эпоху, когда перфекционистские требования распространяются и на непоседливых дошкольников, и на учеников младшего возраста, которые каждый день посещают по несколько внеклассных мероприятий, возникает вопрос, не находятся ли дети в таком возбуждении и стрессе, что не могут спать достаточно много и хорошо, как следовало бы».
Всё больше данных свидетельствуют о том, что некоторым детям ставят неправильный диагноз, и на самом деле они страдают от недостатка сна или нарушения дыхания во сне. В своей презентации профессор Коойж отметила: «При нарушении ритма дня и ночи уровень гормона мелатонина снижается, и это имеет последствия для всех процессов организма. В том числе, приводит к невнимательности и вызывающему поведению».
Эту теорию подкрепляет исследование Карен Бонак, профессора из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке. В 2012 году она наблюдала 11000 детей с храпом, дыханием ртом или апноэ, и выявила, что вероятность поведения, напоминающего СДВГ, к 7 годам увеличивается, в зависимости от тяжести нарушений, на 40-100% по сравнению с теми, у кого не было проблем со сном.
«Есть много доказательств того, что сон является важным фактором в поведении детей. Наши предыдущие исследования показали, что 75% людей с СДВГ страдают нарушениями сна, и что, чем меньше они спят, тем серьёзнее симптомы», – сказала Бонак. Также она добавила, что группа детей, у кого имелись проблемы с дыханием во сне, после того как им удаляли аденоиды или миндалины, больше не соответствовали диагностическим критериям расстройства.
Альтернативное мнение о людях с СДВГ
Доктор психологии Перпетуа Нео выдвинула мнение, что СДВГ – это лишь ещё одна форма нейроразнообразия. Обобщающий термин для определения непривычных, но весьма значимых способов работы мозга. Она предположила, что общество может научиться относиться к этим различиям как к преимуществу, перестав их стигматизировать.
«Если подумать, школа – это учебное заведение, предназначенное для людей, которые сидят неподвижно. И дети с СДВГ, которые могут обладать чрезвычайно высокими способностями, попросту терпят неудачу, потому что никто не беспокоится о том, что им скучно на занятиях».
Доктор Нео заметила, что нередко дети с расстройством полностью сдаются и опускаются до самых низких оценок. По её словам, детьми с СДВГ часто пренебрегают, и это не укрепляет их веру в себя и собственный потенциал.
«Дети с СДВГ потенциально могут быть эрудитами, потому что у них широкий спектр интересов. Они могут быть довольно упорными, чрезвычайно творческими и одержимо сосредоточенными. Они действительно могут покорять новые горизонты и открывать новые вершины».
Доктор Нео дала рекомендацию: когда дело доходит до того, чтобы сесть и поработать, людям с СДВГ бывает трудно сосредоточиться, и, в конечном итоге, они прокрастинируют. Она отметила, что люди с СДВГ могут быть сверхсфокусированными, что позволяет им многое успевать за короткие промежутки времени. Поэтому лучше выделять на работу всего по 20 минут, так как речь идет о качестве затраченного времени, не о количестве.
Может ли СДВГ стать преимуществом?
Холли А. Уайт и Прити Шах из Университета Мемфиса изучали достижения взрослых с диагностированным СДВГ. В ходе исследования они установили, что, после выхода из структурированной школьной системы, СДВГ становится весьма полезным в рабочем мире.
Тезисно, их выводы выглядят так:
1. Люди с СДВГ обладают высокими способностями к творческому мышлению и меньше подвергаются влиянию ограничений в работе.
2. Слабое торможение нервной системы и неустойчивое внимание позволяют добиться больших успехов в работе. Так как мозг людей с СДВГ нуждается в постоянной стимуляции, слишком долгая работа над одной задачей становится для них скучной. Они переходят от проекта к проекту, находя нетипичные пути их реализации.
3. Мысли людей с СДВГ нелинейны. Они способны предлагать решения, которые другие не в состоянии найти.
4. Люди с СДВГ более креативны как в контролируемых экспериментах, так и в жизненных сценариях.
И хотя СДВГ может вызывать множество трудностей у детей при попытке вписаться в структурированный школьный или университетский распорядок, во взрослой жизни определённые профессии лучше подходят людям с высокой энергией и неусидчивостью.
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности
В клинике доктора Шишонина работа с детьми с СДВГ включает в себя:
- Мануальную коррекцию и восстановление положения шейных позвонков посредством воздействия на поверхностные и глубокие мышцы шеи и спины по детскому протоколу.
- Индивидуальную адаптивную лечебно-оздоровительную физкультуру.
- Назначения невролога.
- Социализацию и развитие детей с СДВГ под руководством детского психолога.
Методы лечения подбираются под возраст ребёнка и образ жизни. В случае детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста ключевую роль играет консультирование родителей психологом клиники, предоставление им способов для правильного налаживания коммуникации с ребёнком. Ведь родители – это те люди, которые, в первую очередь, должны поощрять полезные навыки своего сына или дочери.
Благодаря всестороннему подходу наших специалистов признаки СДВГ у ребёнка становятся менее явными. Он обучается правильно взаимодействовать с социумом, концентрировать внимание, управлять собственным телом и справляться со стрессом.
Узнать больше о курсе коррекции СДВГ можно по ссылке.