Родительские установки. Путевка в жизнь
Родители оказывают огромное влияние на своих детей. Помимо передачи генетического кода, они помогают сформировать определённое восприятие окружающего мира и умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях, начиная с раннего детства и заканчивая самостоятельной, независимой жизнью.
Поскольку ни один человек не идеален, дети растут в семьях, где родители совершают ошибки. Однако, часть из этих ошибок имеет долгосрочные последствия, оставляет ментальные и эмоциональные «шрамы». Уже повзрослевшие дети чувствуют себя одинокими, никому не нужными. Они страдают от низкой самооценки, постоянно ищут подтверждение правильности своего выбора. Состоят в созависимых отношениях. Не умеют устанавливать личные границы, выражать свои потребности и эмоции. Живут в тени других людей. Легко реагируют на манипуляции, и постоянно откладывают планы на потом.
Самостоятельно избавиться от искажённого восприятия себя практически невозможно, человеку требуется длительная психотерапия. Если вам нужна помощь, запишитесь на консультацию к специалисту клиники доктора Шишонина.
Как формируются негативные установки?
Негативные установки воспитываются под влиянием одного или нескольких факторов:
- Отсутствие безусловной любви со стороны взрослых приводит к тому, что дети начинают обвинять себя в неудовлетворённости родителей, считают себя недостаточно хорошими, чтобы получать ласку, добро, похвалу и блага просто по факту существования. У них снижается самооценка, и серьёзно нарушается психическое равновесие.
- Выставляя ребёнка «дефектным», родители умело манипулируют им, чтобы получить некую выгоду. Взрослые искажают реальность, отрицают факты своих ошибок, отрекаются от данных слов, тем самым, воспитывают в детях неуверенность. Со временем ребёнок начинает сомневаться в собственном здравомыслии, подлинности фактических событий, чувств и искренности желаний.
- Родители часто становятся центром вселенной малыша или подростка. Сосредотачивают любые ситуации вокруг своей личности, заставляя ребёнка чувствовать себя неуслышанным, одиноким, потерянным. Всё сводится исключительно к благополучию матери или отца. Сын или дочь отходят на второй план. Ребёнку становится трудно говорить о своих эмоциях и потребностях. Это приводит к потере собственной идентичности, опоры на себя, провоцирует неуверенность в принятии решений.
- Дети живут в хроническом стрессе и тревоге из-за непредсказуемых реакций взрослого, постоянно сменяющихся ожиданий, требований, оценок поведения. Постоянно ждут эмоциональных или физических наказаний без объективных причин, просто из-за недовольства родителей. Помимо прочего, становятся ответственными за представляемый в обществе образ матери или отца. Боятся сделать что-то, что повысит эмоциональное напряжение в семье, очернит взрослых, выставит их в «неправильном» свете.
- Родители используют тактику сближения с детьми, так называемую любовную бомбардировку, после чего демонстрируют эмоциональное отчуждение, абсолютное пренебрежение, жестокое обращение. Это создаёт путаницу в мыслях и чувствах, запускает цикл надежд и разочарований.
- Взрослые редко признают свою вину или ошибки. Оставляют детей без поддержки в поиске выходов из трудных жизненных ситуаций. Пропагандируют нездоровые отношения, лишённые эмпатии, основывающиеся при этом на эксплуатации других для достижения собственных целей и реализации желаний.
Долгосрочные последствия такого воспитания
- Интернализованный газлайтинг, робость и чувство вины. Частые сомнения в собственной ценности, талантах и успехах из-за постоянного принижения и манипуляций в детстве. Невозможность справиться с синдромом самозванца даже при достижении объективно высоких целей. Трудность в принятии решений и расстановке приоритетов из-за непонимания собственных потребностей и укоренившегося чувства вины за попытку или желание поставить себя на первое место.
- Проблемы с привязанностью. Из-за негативных установок уже повзрослевшие дети испытывают значительные трудности с доверием. Становятся слишком независимыми и отчуждёнными от общества, либо, наоборот, чрезмерно зависимыми от других.
- Хроническое самоунижение. Люди с негативными установками постоянно живут с ощущением, что должны быть наказаны, ведь они плохие. И это касается даже тех ситуаций, в которых они поступили верно, или никому не навредили. Будь то открытое насилие или эмоциональное пренебрежение, человек готов взять на себя вину, лишь бы сохранить гармонию в семье и отношениях.
- Эхоизм и эмоциональная осторожность. Проведя значительную часть жизни с непостоянными, непредсказуемыми родителями, повзрослевшие дети учатся минимизировать своё присутствие и эмоции. Всячески избегают ситуаций, которые могут спровоцировать вспышку гнева тех, от кого в той или иной мере зависят – работодателя, арендодателя, партнёра. Ведут себя так, чтобы нравиться людям, и боятся самовыражения.
- Непонимание здоровой любви и верности. Несмотря на постоянные манипуляции и жестокое обращение в детстве, будучи уже взрослыми, люди часто вступают в отношения с партнёрами, которые очень похожи на их родителей. Всё из-за воспитанного навыка соответствовать чужим ожиданиям и потребностям.
- Репродукция образа матери или отца. Дети вырастают, заботясь об эмоциях и потребностях окружающих людей, формируя взрослую жизнь так, чтобы доставлять удовольствие другим. Часто выбирают профессии помощников, сиделок, нянек, чтобы увековечить роль опекуна.
Пример из практики
История публикуется с согласия клиентки, имя изменено.
На приём пришла Татьяна. Основная жалоба женщины заключается в том, что она постоянно откладывает все дела на потом, боится брать на себя ответственность, с трудом принимает даже простые решения, не влекущие за собой серьёзных последствий.
Рассказывает, что длительное время была не трудоустроена, так как постоянно сомневалась в выборе. Делится, что в личной жизни также не складывается, ей сложно довериться партнеру и определиться, следует ли связывать с ним жизнь. Постоянно тревожится, чтобы не сделать что-либо неправильно. По жизни ничего не успевает, так как почти все дела откладывает из-за множественных страхов.
В результате психологической диагностики у Татьяны были выявлены негативные установки из детства:
- «Это опасно».
- «Не трожь, не лезь, я за тебя сделаю».
- «Ни к чему не прикасайся, ты только всё испортишь, сломаешь».
- «Ничего не трогай, сиди».
- «Лучше я, у тебя всё равно ничего не получится».
- «Без нас ты не справишься».
Эти мысли ограничивали клиентку в действиях, мешали жить и чувствовать себя самостоятельной, счастливой, полной сил, уверенности.
Родители не хотели, чтобы Татьяна повзрослела и отсепарировалась от них, так как боялись перестать быть ей нужными. Поэтому внушили, что их дочь без родителей совершенно ничего не может. Ей обязательно нужна помощь.
Благодаря правильной психокоррекционной работе, клиентке удалось проработать свои ограничивающие установки, и избавиться от проблем, мешающих полноценной жизни.
Есть ли у меня ограничивающие установки?
Ниже представлен перечень негативных установок. Проверьте, в каких из них вы узнаёте себя:
- Я совсем ничего не понимаю в этой жизни.
- Мама и папа были правы. Они действительно знают, как мне лучше жить.
- Я очень виноват(-а) перед мамой и папой. Но я смогу получить их прощение, если сделаю...
- Я – причина бед и несчастий моих родителей. Своим рождением я сломал(-а) их жизнь.
- Мои родители думали, что я стану успешным человеком. Как же сильно они ошибались! Я их подвел(-а).
- Никто не будет любить меня так, как мама и папа.
- Родители имеют право на все мои тайны и личные истории. Мне нельзя ничего от них скрывать. Нужно всё рассказывать.
- Я не должен(-на) любить кого-то, кроме близких. Все остальные недостойны моей любви.
- Я не могу иметь личных вещей, говорить на личные темы. Кто-то другой узнает мои потаённые мысли, и воспользуется этим в корыстных целях.
- Родители всегда забывали обо мне и моих просьбах. Почему кто-то другой должен помнить?
- Мне нужно быть благодарным(-ой) за то, что дают.
- Всем абсолютно безразлично, чего я хочу.
- Зачем кому-то знать о моих чувствах?
- Меня никто не хочет слушать и слышать. Смысл поднимать эту тему?
- Нельзя проявлять себя, это плохо кончится.
- У меня дурацкий характер.
- Я копия своего плохого, безответственного родителя. Я уродился(-ась) в ту, дурную родню.
- Я заслужил(-а) жестокость. В дальнейшем ещё буду за неё благодарен(-на).
- Пока я с этим человеком, я буду подчиняться. Иначе меня бросят.
- Я не имею права голоса. Мне нужно закрыть рот. Моё мнение здесь не учитывается.
- Если я этого не сделаю, меня выгонят с работы, учёбы, перестанут со мной общаться.
- Я обязан(-а) показывать миру, что у меня всё исключительно хорошо. Никто не должен знать, как мне на самом деле плохо.
- Всё, что было в прошлом, не имеет сейчас никакого значения. Мне нужно просто об этом забыть, заглушить свои чувства и обиды.
- Я некрасивый(-ая), зато умный(-ая).
- У меня очень слабое здоровье.
- Нашей семье всегда все завидовали. Нужно не выделяться.
- У меня всегда всё плохо получается. Можно даже не начинать.
- Я никогда не буду первым.
- Всё, что я делаю – неверно.
- У всех получается лучше, чем у меня.
- Это плохо закончится, как и все мои начинания.
- Мир опасен.
- Меня все ненавидят. Каждый хочет сделать побольнее.
- Мир – черно-белый. В нём нет красок и полутонов.
- У меня не должно быть друзей. Близкие отношения опасны. Рано или поздно меня предадут.
- Общаться и дружить нужно только с успешными и обеспеченными людьми.
Если вы заметили у себя даже одну негативную установку, запишитесь на консультацию к специалисту клиники доктора Шишонина, чтобы получить квалифицированную помощь, стать счастливее и научиться добиваться собственных целей.