Развитие речи у детей с СДВГ
СДВГ — это синдром, проявляющийся гиперактивностью, импульсивностью и нарушением внимания. При синдроме гиперактивности могут наблюдаться проблемы с устной и письменной речью. Характерные признаки у гиперактивных детей — нарушение организации речевых движений, замедленность речи, снижение плавности речи, нарушение связности и организованности речи, скудность словарного запаса, плохое изложение мыслей. Для устранения нарушений речи необходимо привлекать логопеда, который проводит с детьми как индивидуальные, так и групповые занятия. Коррекция расстройства предусматривает проведение различных занятий на развитие речи в зависимости от индивидуальных предпочтений ребёнка. К основным задачам при коррекции речи у гиперактивных детей относятся формирование аккуратности, обучение правильному речевому общению, развитие чувства ответственности.
Устная и письменная речь у детей с СДВГ
В зависимости тяжести речевых дефектов детей с СДВГ разделяют на три группы:
- Первая группа. В эту группу входят дети, имеющие проблемы с произношением одной группы звуков. Причины нарушений кроются в недоразвитии речевой моторики.
- Вторая группа. Сюда входят дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Для данной группы характерны нарушения слуховой дифференциации звуков.
- Третья группа. Это наиболее сложная группа, при которой отмечается общее недоразвитие речи (ОНР). К основным видам нарушения речи относятся дислалия, дизартрия и ринолалия.
У гиперактивных детей наблюдаются нарушение письменной речи. Для письменных работ характерны плохой почерк, колебания величины букв, аграмматизмы, пропуски букв и слов. Также могут встречаться проблемы с устным счётом и усвоением таблицы умножения.

Виды и особенности упражнений
К основным упражнениям при коррекции речи у детей с СДВГ относятся:
- растяжка «Половинка»;
- дыхательные;
- глазодвигательные;
- для развития мелкой моторики рук;
- для развития концентрации внимания и самоконтроля;
- релаксация.
При проведении занятий необходимо придерживаться определённых правил:
- Рекомендуется проводить логопедическую коррекцию утром в индивидуальной или микрогрупповой форме.
- Продолжительность занятий зависит от возраста ребёнка и не должна превышать 10-15 мин.
- Содержание заданий должно быть максимально полезным и интересным для детей.
- Необходимо исключить отвлекающие факторы, не относящиеся к занятию.
- В работе с дошкольниками следует использовать как можно больше игровых моментов.
- Для предотвращения перегрузки требуется своевременно переключать детей на другие виды занятий.
- Рекомендуется разделить упражнения на короткие периоды, не требующие длительного умственного перенапряжения, а общую длительность упражнений следует увеличивать постепенно.
- При выполнении упражнений педагог должен подобрать чёткие и конкретные инструкции, а также снизить требования к аккуратности.
- Для повышения эффективности занятий рекомендуется поддерживать с ребёнком прямой тактильный и зрительный контакт.
- Желательно разработать специальную систему поощрений за настойчивость и терпение, чтобы побудить ребёнка к выполнению упражнений.